Немногие сегодня знают о жизни и творчестве братьев Пироговых, чьи голоса и талант вошли в золотой фонд отечественной оперы. Где еще в мире есть подобное - пятерым родным братьям природа подарила мощные, неповторимые голоса. Воистину Бог отметил эту фамилию. В истории мирового вокала нет и не было подобной "семейственности": у всех внуков бурлака-ямщика Ивана Пирогова оказались неслыханно мощные басы. (А сам дед Иван когда-то получил за свой голос красноречивое прозвище Колокол). Знаменитая певица М. П. Максакова писала: "Думая о Пироговых, хочется еще раз сказать: как же щедра русская земля, породившая это чудо природы..."
На Оке, неподалеку от есенинского Константинова, в селе Новоселки, и жила семья Пироговых. Пять сыновей и пять дочерей было у Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны. Вскоре семья перебралась в город Рязань. Отец, Степан Иванович, организовал при тамошней духовной семинарии столярную артель, к делам которой мечтал приобщить и сыновей. Однако судьба распорядилась иначе.
Почти рядом с домом Пироговых, в Успенском соборе, пел тогда замечательный хор. Здесь, у регента Климова, постигали нотную грамоту, учились хоровому пению, обретали чистоту голосоведения и интонаций все пятеро братьев: для них церковный хор стал первой музыкальной школой.
Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами: Григория, Ивана, Михаила, Алексея и Александра. Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей - солистами Большого театра.
На Оке, неподалеку от есенинского Константинова, в селе Новоселки, и жила семья Пироговых. Пять сыновей и пять дочерей было у Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны. Вскоре семья перебралась в город Рязань. Отец, Степан Иванович, организовал при тамошней духовной семинарии столярную артель, к делам которой мечтал приобщить и сыновей. Однако судьба распорядилась иначе.
Почти рядом с домом Пироговых, в Успенском соборе, пел тогда замечательный хор. Здесь, у регента Климова, постигали нотную грамоту, учились хоровому пению, обретали чистоту голосоведения и интонаций все пятеро братьев: для них церковный хор стал первой музыкальной школой.
Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами: Григория, Ивана, Михаила, Алексея и Александра. Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей - солистами Большого театра.
Иван Пирогов
Иван Пирогов прожил на свете меньше всех братьев: он погиб в Первую мировую войну: рассказывают, что во время войны он провалился под лед и вследствие этого получил жестокую простуду, развившуюся в туберкулез, от которого Иван Степанович и умер. Про его голос говорят, что это был огромный бас-баритон, при случае не чуравшийся и теноровой тесситуры! Иван Пирогов пел в церковных хорах, откуда его часто выгоняли за то, что его голос перекрывал хор. Любил азартные игры, был "не дурак" и выпить. Рассказывают, что когда Иван Степанович пел, даже перед самой смертью, то в доме дрожали стекла.
Григорий Пирогов
Основатель династии, Григорий Степанович родился 12 (24) января 1885 года. К восемнадцати он уже годам обладал довольно сильным басом. После переезда семьи в Рязань его пригласили петь в церковный хор, который и стал первой музыкальной школой будущего оперного певца; Григорий увлечённо поёт и изучает музыку в церковном хоре. Однако отец противился вокальной карьере сына, и вскоре Гриша… сбегает из дома.
Как это нередко бывало в жизни выдающихся людей, в его судьбе сыграл свою роль "его величество случай". Однажды Григорий ехал в поезде, стоя в тамбуре, и напевал какую-то песню. Пение молодого человека услышал ехавший тем же поездом Борис Плещанский - большой знаток и любитель пения. Он сразу предложил молодому дарованию ехать учиться в Москву. Так как Плещанский был человекомсостоятельным, он оплатил учебу Пирогова в Московском Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе, где он учился у М. Е. Медведева и Л. Д. Донского. Чтобы подработать, во время учебы Григорий поет в хоре купца Перлова.
После окончания училища в 1908 году состоялся дебют Пирогова на оперной сцене: 26 апреля он исполнил партию Каспара в опере К. М. Вебера "Волшебный стрелок" в частной антрепризе в Ростове-на-Дону.
В 1909 году Григорий проходит прослушивание в Мариинский театр, на котором присутствует Направник (человек, который не хотел принимать в театр Шаляпина и Касторского). Направника поразил голос Пирогова, и Григорий был зачислен в труппу.
Уже через год после блестящего дебюта его принимают в основной состав труппы Большого театра, где Григорию Степановичу доверяют петь ответственные басовые партии. В это время в полном расцвете творческих сил, на положении первого баса господствует Шаляпин. Григорий сразу понимает, что соперничать с ним бесполезно, и поэтому начинает петь репертуар, в котором Федор Иванович или "выглядит бледно", или в котором Шаляпин вообще не выступал. Поэтому в репертуаре Пирогова появляются Руслан (партия, которая Шаляпину, по его собственному мнению, не удавалась), Вотан ("Золото Рейна", "Валькирия"), а также баритональные: Эскамильо, Неизвестный, Демон...
Григорий Пирогов обладал фантастическим голосом огромного диапазона и мощи, и видимо, поэтому очень любил "играть" звуком. Например, партию Додона он пел, по его собственному выражению, "глупым звуком", Руслана - в итальянской манере.
…Когда Григорий стал всемирно известным певцом, отец простил его, поняв, что пение - это не просто развлечение. Особенно после того, как Степан Иванович присутствовал на концерте Григория, находясь в одной ложе с губернатором Рязани - князем Оболенским.
После революции Григорий Пирогов остался в России. Он продолжал выступать со спектаклями и концертами, а также много гастролировал по театрам РСФСР - как говорят, ему удалось выступить почти во всех оперных театрах России.
В 1922 году Федор Шаляпин уезжает за границу, и Пирогов становится ведущим басом Большого театра. На тот момент в его репертуаре насчитывается около пятидесяти партий. В 1923 году Григорий Степанович гастролирует в Берлине, исполняя партии Бориса и Мефистофеля.
25 ноября 1930 года состоялось его последнее выступление в зале Московской консерватории. Через некоторое время Григорий Степанович едет на гастроли в Ленинград, где и скончался 20 февраля 1931 года.
Пение Григория Пирогова отличалось редкой гибкостью и широтой вокальной кантилены, рельефной выразительностью слова, тонкостью динамических оттенков. В его репертуар входили различные партии: от низких басовых до баритоновых. Яркий драматический талант, темперамент придавали сценическим образам Григория Степановича большую жизненную силу. Среди исполненных им партий - Руслан, Борис Годунов, Досифей, Мельник, Мефистофель ("Фауст" Гуно), Вотан ("Валькирия" Вагнера) и многие другие.
Михаил Пирогов
МИХАИЛ Степанович Пирогов родился 17 (29) декабря 1887 года. О нём известно немного - чаще всего его имя упоминается в связи с его "оперными" братьями. Михаил, обладавший в семье лучшим голосом, был больше известен, как знаменитый рязанский протодьякон. Говорят, что он был человеком огромной физической силы, ростом выше двух метров, но при этом очень застенчивый и мягкий душой. Он с детства очень любил ходить в церковь, строго соблюдал все посты и церковные праздники.
Окончив, как и Григорий, музыкальное училище при Московском филармоническом обществе, он возвращается в Рязань, где начинает петь в церкви, и вскоре получает звание дьякона. Всех прихожан удивляет его голос (кстати, по признанию всех братьев, Михаил имел самый выдающийся голос, диапазон которого простирался от "До" большой октавы до верхнего баритонального "ля".)
В начале первого десятилетия бывший ректор Рязанской семинарии епископ Иоанн получает назначение в Ригу, куда и увлекает Пирогова.
Приблизительно к этому времени и относится одна история, где фигурирует имя Николая Второго. В 1912 году в Москве проходили торжества, связанные со столетием победы в войне 1812 года. И Михаил по долгу службы оказался на этом мероприятии. Его пение услышал император и пригласил его петь в соборе Зимнего дворца. В семье Пироговых долгое время хранились памятные реликвии: фото, на котором запечатлены Михаил и Император, а также золотые часы фирмы Павла Буре с дарственной надписью Николая Второго.
После революции братья уговаривают Михаила Степановича попробовать свои силы в опере. И в 1922 году, с разрешения Святейшего Патриарха Тихона, который, рассмотрев его прошение, накладывает резолюцию: "Пой, но без приплясу", Михаил становится солистом "Свободной оперы" С. И. Зимина, где исполняет партии старого слуги в "Демоне" и Хованского в "Хованщине".
Однако, будучи от природы человеком очень скромными застенчивым, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. Выступая в эпизодических ролях, он до своей смерти в 1933 году пел в Богоявленском соборе в Москве.
Окончив, как и Григорий, музыкальное училище при Московском филармоническом обществе, он возвращается в Рязань, где начинает петь в церкви, и вскоре получает звание дьякона. Всех прихожан удивляет его голос (кстати, по признанию всех братьев, Михаил имел самый выдающийся голос, диапазон которого простирался от "До" большой октавы до верхнего баритонального "ля".)
В начале первого десятилетия бывший ректор Рязанской семинарии епископ Иоанн получает назначение в Ригу, куда и увлекает Пирогова.
Приблизительно к этому времени и относится одна история, где фигурирует имя Николая Второго. В 1912 году в Москве проходили торжества, связанные со столетием победы в войне 1812 года. И Михаил по долгу службы оказался на этом мероприятии. Его пение услышал император и пригласил его петь в соборе Зимнего дворца. В семье Пироговых долгое время хранились памятные реликвии: фото, на котором запечатлены Михаил и Император, а также золотые часы фирмы Павла Буре с дарственной надписью Николая Второго.
После революции братья уговаривают Михаила Степановича попробовать свои силы в опере. И в 1922 году, с разрешения Святейшего Патриарха Тихона, который, рассмотрев его прошение, накладывает резолюцию: "Пой, но без приплясу", Михаил становится солистом "Свободной оперы" С. И. Зимина, где исполняет партии старого слуги в "Демоне" и Хованского в "Хованщине".
Однако, будучи от природы человеком очень скромными застенчивым, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. Выступая в эпизодических ролях, он до своей смерти в 1933 году пел в Богоявленском соборе в Москве.
Алексей Пирогов
АЛЕКСЕЙ Степанович Пирогов, по сцене - Пирогов-Окский, родился 9 (21) февраля 1895 года и тоже обладал очень сильным и красивым голосом. Еще с детства, в гимназистские годы он любил драматический театр, и даже выступил в ученической постановке. После гимназии он поступает в Шаляпинскую драматическую студию, где вместе с ним училась дочь Федора Ивановича - Ирина, а также такие признанные мастера сцены, как Симонов и Анастасов. В Первую мировую он был призван на фронт, где его контузило; после этого Алексей был комиссован домой.
Фактически, Алексей Степанович уже был драматическим актером, но братья настояли на том, чтобы Алексей Степанович все-таки пел. Однако контузия и начало пения "с опозданием" взяли свое. Он не стал ведущим певцом - хотя, тем не менее, проработал в Большом театре семнадцать лет, с 1931 по 1948 год. Такие крупные партии, как Борис или Мефистофель, он исполнял только на периферии, но в Большом театре, по свидетельству многих очевидцев, Алексей Пирогов, наряду с Батуриным и Рейзеном, считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского "Хованщина". Он также пел партию Митьки Коршунова в опере Дзержинского "Тихий дон".
Фактически, Алексей Степанович уже был драматическим актером, но братья настояли на том, чтобы Алексей Степанович все-таки пел. Однако контузия и начало пения "с опозданием" взяли свое. Он не стал ведущим певцом - хотя, тем не менее, проработал в Большом театре семнадцать лет, с 1931 по 1948 год. Такие крупные партии, как Борис или Мефистофель, он исполнял только на периферии, но в Большом театре, по свидетельству многих очевидцев, Алексей Пирогов, наряду с Батуриным и Рейзеном, считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского "Хованщина". Он также пел партию Митьки Коршунова в опере Дзержинского "Тихий дон".
Александр Пирогов
АЛЕКСАНДР Степанович Пирогов - самый младший из братьев Пироговых, а также, пожалуй - самый знаменитый и "увенчанный": выступал как концертный певец, много гастролировал за рубежом, был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-го созыва, награжден двумя орденами Ленина и медалями, одним из первых он стал народным артистом СССР и получил Сталинскуюпремию...
Как говорили его братья, он "родился в рубашке", поскольку Пироговы были уже широко известны, и младшему уже не надо было "пробиваться наверх".
Он родился 22 июля (4 августа) 1899 года в Рязани, куда в поисках заработка семья Пироговых перебралась из села Новоселки Рязанской губернии. Голос у него обнаружился в 16 лет. К этому времени его брат Григорий Степанович был известен на весь мир, он и помог определить брата в Рязанскую гимназию, а потом на Историко-филологический факультет Московского университета и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. Тютюнника. Старший брат Григорий стал первым учителем Александра в нескольких ипостасях: когда Александр пришел в училище, он, не зная нот, уже знал несколько басовых партий, выучив эти партии на слух в то время, как их готовил Григорий Степанович.
В 1919-22 годах Александр Пирогов - артист хора Передвижного театра Реввоенсовета Республики.
Когда в 1922 году юный Александр Пирогов явился на прослушивание в оперный театр Зимина, он волновался, смущался, пел крайне неудачно. Ему отказали. Но среди членов приемной комиссии был и Григорий Пирогов, который, возмутившись, заявил: "Да у него сейчас в России самый лучший бас!" - "А как Вы его оцениваете в сравнении с собою, Григорий Степанович?" - "Ну, по сравнению со мной он еще просто щенок!".
Уже в 1920 году Александра Пирогова приглашают на пробу в Большой театр. Однако он не спешит принять столь лестное предложение, понимая, что недостаточно опытен. В 1922 году певец становится солистом московской Свободной оперы, где дебютирует партией Сен-Бри в опере Мейербера "Гугеноты". Еще через два года, в 1924 году, уже накопив серьезный басовый репертуар, А.Пирогов переходит в Большой театр. За тридцать один год работы в театре певец-актер А. С. Пирогов выступил 1100 раз, создал около сорока оперных ролей-образов. Он часто говорил: "Надо пробежаться по всей «трассе»". Это означало, что Александр Степанович из года в год постоянно повторял свой репертуар независимо от того, существовал ли он на афише, чтобы при случае не пришлось бы восстанавливать ту или иную партию.
Он создал галерею вокально-сценических образов, вошедших в историю советского оперного театра: Сусанин, Руслан, Досифей, Мефистофель ("Фауст" Гуно); вершинным достижением актёрского и вокального мастерства Пирогова считается партия Бориса Годунова (Сталинская премия, 1949). Артист был исполнителем многих центральных партий в операх советских композиторов: "Князь Серебряный" и "Степан Разин" Триодина, "Загмук" А. Крейна, "Сын солнца" Василенко, "Алмаст" Спендиарова. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова в опере С. Прокофьева "Война и мир". Впервые на сцене Большого театра он исполнил партии Мага Чемита ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Вакуленчука ("Броненосец "Потемкин"" Чишко), Пестеля ("Декабристы" Шапорина). В зарубежном оперном репертуаре Пирогова этапными стали партии Мефистофеля в "Фаусте", Нилаканты в "Лакме", Дона Базилио в"Севильском цирюльнике".
Как-то на концерте Александра Степановича присутствовал Буденный, в знак благодарности за изумительное исполнение он подарил певцу... лошадь. Александр передарил эту лошадь на свою родину - местному совхозу.Безукоризненны были у Пирогова чувство стиля, дикция и выразительная фразировка. Это был не только высочайшего класса вокалист, но и певец-актер широкого творческого диапазона. Его партнерша по многим спектаклям, известная певица Елена Катульская писала: "Александр Степанович был наделен природою редким талантом перевоплощения, необычной яркостью творческой фантазии. Сила воображения его была колоссальна, и она питалась, конечно, глубоким знанием жизни".
Значительными культурными событиями были выступления Александра Пирогова на концертной эстраде. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни Мусоргского, романсы Даргомыжского, Бородина, Чайковского, Рахманинова. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. В крупных же вокально-симфонических произведениях артист захватывал размахом чувств, силой драматической экспрессии. Он также был в числе первых исполнителей ораторий "Сказание о битве за русскую землю" (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и "На поле Куликовом" (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю. Шапорина, "Емельян Пугачев" М. Коваля.
Высокий бас Пирогова отличался редким богатством красок, низкие ноты у него звучали полно и густо, как у центрального баса. Александр Пирогов обладал звучным и выразительным голосом сочного и неповторимого "пироговского" тембра, незаурядным артистическим темпераментом, музыкальностью и драматическим дарованием Изумляло богатство волнующих, эмоционально окрашенных речевых интонаций. Сам Пирогов отмечал: "Для моего творческого роста мне много дали мои земляки, в частности, для образа Мельника в "Русалке". Я лепил этот образ прямо с моего отца".
Однажды, вернувшись домой после спектакля очень усталый, он не согласился отправиться тот же час в Кремль для выступления перед припозднившимися членами политбюро. В результате первой Сталинской премии Пирогов так и не получил. Когда же его выдвинули во второй раз, Молотов, просматривая списки лауреатов, вычеркнул его фамилию, и только личное вмешательство самого "вождя", который, видимо, в силу своего семинарского прошлого был очень расположен к русским басам, дало возможность А. С. Пирогову стать лауреатом Сталинской премии.
Александр Пирогов говорил: "Дарование - это нож: пока он остер, все можно резать им. Но если вы перестанете его точить, шлифовать, чистить, - он затупится, потускнеет, заржавеет, и тогда ему грош цена".
Отдыхать он любил только на природе. Каждый год вместе с братом Алексеем проводил отпуск на реке Оке, на острове "Медвежья голова", что между Рязанью и Касимовом. Рыбачили, охотились, смотрели восходы и закаты. Он так любил эту незамысловатую жизнь, что как-то отказался от редких по тем временам гастролей в Париж, когда те совпали с его запланированной поездкой на Оку. В повседневной жизни Александр Степанович был довольно замкнутым человеком; он говорил: "Мне лучше не станет, а другим - хуже". Ему было свойственно огромное творческое напряжение: в роли Бориса за спектакль с него снимали до шести насквозь мокрых рубашек, а за неделю до спектакля он не общался ни с кем, даже с самыми близкими людьми.
Центральной партией в его репертуаре стал Борис Годунов. Фильм-опера "Борис Годунов" с Михайловым в роли Пимена, Нэлеппом - Григорием и Козловским - Юродивым на кинофестивале в Венеции награды не получил, но пение и игра самого Александра Пирогова имели такой успех, что в Италии отчеканили специальную медаль с его портретом. Готовясь к выступлению, он за неделю прекращал разговаривать, садился на диету. Кстати, по просьбе Александра Степановича, были изготовлены костюмы и декорации палат царя, отличные от рейзеновских…
Как-то Пирогов сказал своим родным, что он хотел бы умереть на сцене Большого театра или... на берегу Оки. 26 июня 1964 года Александр Степанович Пирогов встретил свой последний час на окском острове Медвежья голова (близ пристани Копаново Шиловского района, Рязанской области). Певец ушел из жизни на шестьдесят пятом году, не дожив нескольких дней до своего 65-летия.
Ныне на "Медвежке", как любили называть остров братья Пироговы, стоит гранитный памятник, на котором высечены слова: "Здесь на Медвежьей голове 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович ПИРОГОВ".
Александр Пирогов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ему посвящена книга его друга, народного артиста СССР Алексея Иванова "Чудо на Оке"; в Новоселках существует мемориальный музей братьев Пироговых; по Волге ходит пароход с именем Александра Пирогова на борту. В Рязани находится училище имени Григория и Александра Пироговых.
Как говорили его братья, он "родился в рубашке", поскольку Пироговы были уже широко известны, и младшему уже не надо было "пробиваться наверх".
Он родился 22 июля (4 августа) 1899 года в Рязани, куда в поисках заработка семья Пироговых перебралась из села Новоселки Рязанской губернии. Голос у него обнаружился в 16 лет. К этому времени его брат Григорий Степанович был известен на весь мир, он и помог определить брата в Рязанскую гимназию, а потом на Историко-филологический факультет Московского университета и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. Тютюнника. Старший брат Григорий стал первым учителем Александра в нескольких ипостасях: когда Александр пришел в училище, он, не зная нот, уже знал несколько басовых партий, выучив эти партии на слух в то время, как их готовил Григорий Степанович.
В 1919-22 годах Александр Пирогов - артист хора Передвижного театра Реввоенсовета Республики.
Когда в 1922 году юный Александр Пирогов явился на прослушивание в оперный театр Зимина, он волновался, смущался, пел крайне неудачно. Ему отказали. Но среди членов приемной комиссии был и Григорий Пирогов, который, возмутившись, заявил: "Да у него сейчас в России самый лучший бас!" - "А как Вы его оцениваете в сравнении с собою, Григорий Степанович?" - "Ну, по сравнению со мной он еще просто щенок!".
Уже в 1920 году Александра Пирогова приглашают на пробу в Большой театр. Однако он не спешит принять столь лестное предложение, понимая, что недостаточно опытен. В 1922 году певец становится солистом московской Свободной оперы, где дебютирует партией Сен-Бри в опере Мейербера "Гугеноты". Еще через два года, в 1924 году, уже накопив серьезный басовый репертуар, А.Пирогов переходит в Большой театр. За тридцать один год работы в театре певец-актер А. С. Пирогов выступил 1100 раз, создал около сорока оперных ролей-образов. Он часто говорил: "Надо пробежаться по всей «трассе»". Это означало, что Александр Степанович из года в год постоянно повторял свой репертуар независимо от того, существовал ли он на афише, чтобы при случае не пришлось бы восстанавливать ту или иную партию.
Он создал галерею вокально-сценических образов, вошедших в историю советского оперного театра: Сусанин, Руслан, Досифей, Мефистофель ("Фауст" Гуно); вершинным достижением актёрского и вокального мастерства Пирогова считается партия Бориса Годунова (Сталинская премия, 1949). Артист был исполнителем многих центральных партий в операх советских композиторов: "Князь Серебряный" и "Степан Разин" Триодина, "Загмук" А. Крейна, "Сын солнца" Василенко, "Алмаст" Спендиарова. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова в опере С. Прокофьева "Война и мир". Впервые на сцене Большого театра он исполнил партии Мага Чемита ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Вакуленчука ("Броненосец "Потемкин"" Чишко), Пестеля ("Декабристы" Шапорина). В зарубежном оперном репертуаре Пирогова этапными стали партии Мефистофеля в "Фаусте", Нилаканты в "Лакме", Дона Базилио в"Севильском цирюльнике".
Как-то на концерте Александра Степановича присутствовал Буденный, в знак благодарности за изумительное исполнение он подарил певцу... лошадь. Александр передарил эту лошадь на свою родину - местному совхозу.Безукоризненны были у Пирогова чувство стиля, дикция и выразительная фразировка. Это был не только высочайшего класса вокалист, но и певец-актер широкого творческого диапазона. Его партнерша по многим спектаклям, известная певица Елена Катульская писала: "Александр Степанович был наделен природою редким талантом перевоплощения, необычной яркостью творческой фантазии. Сила воображения его была колоссальна, и она питалась, конечно, глубоким знанием жизни".
Значительными культурными событиями были выступления Александра Пирогова на концертной эстраде. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни Мусоргского, романсы Даргомыжского, Бородина, Чайковского, Рахманинова. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. В крупных же вокально-симфонических произведениях артист захватывал размахом чувств, силой драматической экспрессии. Он также был в числе первых исполнителей ораторий "Сказание о битве за русскую землю" (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и "На поле Куликовом" (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю. Шапорина, "Емельян Пугачев" М. Коваля.
Высокий бас Пирогова отличался редким богатством красок, низкие ноты у него звучали полно и густо, как у центрального баса. Александр Пирогов обладал звучным и выразительным голосом сочного и неповторимого "пироговского" тембра, незаурядным артистическим темпераментом, музыкальностью и драматическим дарованием Изумляло богатство волнующих, эмоционально окрашенных речевых интонаций. Сам Пирогов отмечал: "Для моего творческого роста мне много дали мои земляки, в частности, для образа Мельника в "Русалке". Я лепил этот образ прямо с моего отца".
Однажды, вернувшись домой после спектакля очень усталый, он не согласился отправиться тот же час в Кремль для выступления перед припозднившимися членами политбюро. В результате первой Сталинской премии Пирогов так и не получил. Когда же его выдвинули во второй раз, Молотов, просматривая списки лауреатов, вычеркнул его фамилию, и только личное вмешательство самого "вождя", который, видимо, в силу своего семинарского прошлого был очень расположен к русским басам, дало возможность А. С. Пирогову стать лауреатом Сталинской премии.
Александр Пирогов говорил: "Дарование - это нож: пока он остер, все можно резать им. Но если вы перестанете его точить, шлифовать, чистить, - он затупится, потускнеет, заржавеет, и тогда ему грош цена".
Отдыхать он любил только на природе. Каждый год вместе с братом Алексеем проводил отпуск на реке Оке, на острове "Медвежья голова", что между Рязанью и Касимовом. Рыбачили, охотились, смотрели восходы и закаты. Он так любил эту незамысловатую жизнь, что как-то отказался от редких по тем временам гастролей в Париж, когда те совпали с его запланированной поездкой на Оку. В повседневной жизни Александр Степанович был довольно замкнутым человеком; он говорил: "Мне лучше не станет, а другим - хуже". Ему было свойственно огромное творческое напряжение: в роли Бориса за спектакль с него снимали до шести насквозь мокрых рубашек, а за неделю до спектакля он не общался ни с кем, даже с самыми близкими людьми.
Центральной партией в его репертуаре стал Борис Годунов. Фильм-опера "Борис Годунов" с Михайловым в роли Пимена, Нэлеппом - Григорием и Козловским - Юродивым на кинофестивале в Венеции награды не получил, но пение и игра самого Александра Пирогова имели такой успех, что в Италии отчеканили специальную медаль с его портретом. Готовясь к выступлению, он за неделю прекращал разговаривать, садился на диету. Кстати, по просьбе Александра Степановича, были изготовлены костюмы и декорации палат царя, отличные от рейзеновских…
Как-то Пирогов сказал своим родным, что он хотел бы умереть на сцене Большого театра или... на берегу Оки. 26 июня 1964 года Александр Степанович Пирогов встретил свой последний час на окском острове Медвежья голова (близ пристани Копаново Шиловского района, Рязанской области). Певец ушел из жизни на шестьдесят пятом году, не дожив нескольких дней до своего 65-летия.
Ныне на "Медвежке", как любили называть остров братья Пироговы, стоит гранитный памятник, на котором высечены слова: "Здесь на Медвежьей голове 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович ПИРОГОВ".
Александр Пирогов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ему посвящена книга его друга, народного артиста СССР Алексея Иванова "Чудо на Оке"; в Новоселках существует мемориальный музей братьев Пироговых; по Волге ходит пароход с именем Александра Пирогова на борту. В Рязани находится училище имени Григория и Александра Пироговых.