Недалеко от Рязани в тридцати пяти километрах от Рыбного находится село Ходяйново. Здесь в селе Ходяйново Рязанской губернии, 11-ого сентября 1887 года в семье сельского священника родился художник и поэт…
Какой простор! Руси великая краса!
Тебя забыть нельзя, и разлюбить нет силы.
Над головой светлы, высоки небеса,
И сердцу дорог край, родной, любимый, милый…
Чувство родины существует для каждого из нас. А родная природа не только то, что невольно видит и чем любуется глаз. Мы приходим к её пониманию при чтении произведений Пушкина, Тургенева, Фета, Пришвина, Паустовского, Есенина и других.
Любуясь живописными полотнами Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова. Творчество П.А. Радимова мы воспринимаем двояко: как поэта и живописца.
Отец Павла Александровича, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам священника, но юношу влекло искусство.
С детских лет в нем проявились два одинаково сильных влечения: к поэзии и к живописи. И хотя они так и прошли через всю его жизнь, как две струи, все же можно сказать о том, что Радимов был поэтом в живописи и живописцем в поэзии.
И все-таки учиться Радимов стал в духовном Зарайском училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. И там Павел Радимов в числе добровольных учеников художника Шумова самозабвенно отдается живописи и рисованию. Это было время первоначального становления таланта будущего художника и поэта. В Рязани Радимов делал этюды с натуры, изучая изобразительное искусство.
В 1905 году, не окончив семинарий П.Радимов уехал в Москву с твердым намерением получить художественное образование.
Но живописная мастерская, куда он поступил учиться, его салонным, далеким от реализма искусством. Радимов оставляет Москву и в 1906 году поступает учиться на историко-филологический факультет Казанского университета. Там он учился живописи и рисованию у художника Фешина, которого И.Е. Репин называл одним из величайших русских живописцев.
В это время формируется мировоззрение Радимова, совершенствуется мастерство, мелодичные, понятные простому человеку, как его картины. Его поэзия учит понимать красоту родных, русскую природу.
Вооружившись кистью и пером, Радимов выходил на поиски прекрасного, и земля раскрывала перед ним свои неисчерпаемые россыпи красок. Восторгаясь красотами родной природы, пишет поэтические строки:
Любуясь живописными полотнами Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова. Творчество П.А. Радимова мы воспринимаем двояко: как поэта и живописца.
Отец Павла Александровича, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам священника, но юношу влекло искусство.
С детских лет в нем проявились два одинаково сильных влечения: к поэзии и к живописи. И хотя они так и прошли через всю его жизнь, как две струи, все же можно сказать о том, что Радимов был поэтом в живописи и живописцем в поэзии.
И все-таки учиться Радимов стал в духовном Зарайском училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. И там Павел Радимов в числе добровольных учеников художника Шумова самозабвенно отдается живописи и рисованию. Это было время первоначального становления таланта будущего художника и поэта. В Рязани Радимов делал этюды с натуры, изучая изобразительное искусство.
В 1905 году, не окончив семинарий П.Радимов уехал в Москву с твердым намерением получить художественное образование.
Но живописная мастерская, куда он поступил учиться, его салонным, далеким от реализма искусством. Радимов оставляет Москву и в 1906 году поступает учиться на историко-филологический факультет Казанского университета. Там он учился живописи и рисованию у художника Фешина, которого И.Е. Репин называл одним из величайших русских живописцев.
В это время формируется мировоззрение Радимова, совершенствуется мастерство, мелодичные, понятные простому человеку, как его картины. Его поэзия учит понимать красоту родных, русскую природу.
Вооружившись кистью и пером, Радимов выходил на поиски прекрасного, и земля раскрывала перед ним свои неисчерпаемые россыпи красок. Восторгаясь красотами родной природы, пишет поэтические строки:
Не губить хочу жизнь свою,
А любить и радостно пылать,
Оттого-то сторону родную
Называю теплым словом: мать.
Упорная работа, неустанное стремление к совершенству принесли свои результаты: в 1908 году на художественных выставках появились первые картины П.А.Радимова. Наряду с успехами в живописи, он многого достигает и в поэзии, становясь художником-поэтом, певцом русской природы. Первый сборник его стихов вышел в 1912 году.
Географически Павел Радимов – поэт и живописец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
Певец природы, Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он не разрывал связи с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу Рязанщины.
*Зима*Географически Павел Радимов – поэт и живописец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
Певец природы, Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он не разрывал связи с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу Рязанщины.
Сорока щиплет паклю из пазов,
К морозу тянет, ветлы в серебре.
Примолкший день пустыней от снегов,
Ветряк крылом не машет на горе.
Зайчиных лап в снегу петлят следы.
В синеющих дымках с утра село.
Под пышной бахромою снят сады.
С головкой вешки в поле замело.
Покоем тишины и дуб объят,
Век сторожем стоит на перекрестке.
Какой простор! Куда и кинешь взгляд –
Пушинки, льдинки, снеговые блески.
1953год
Он говорил, что самое большое и благотворное влияние на него творчество оказали рязанские поля и луга, поэзия Сергея Есенина и дружба с художником, земляком Абрамом Ефимовичем Архиповым.
Об этой связи с родным краем свидетельствует его живописные полотна и особенно стихи. В них отразилась природа Рязанского края, его люди, историческое прошлое: "Княгиня Евпраксия”, "Омут на Вожже”, "Рязань”, "Родина”, "Дом Пирогова”, "Павлов”, "На Оке”, "Есенин” и другие.
Об этой связи с родным краем свидетельствует его живописные полотна и особенно стихи. В них отразилась природа Рязанского края, его люди, историческое прошлое: "Княгиня Евпраксия”, "Омут на Вожже”, "Рязань”, "Родина”, "Дом Пирогова”, "Павлов”, "На Оке”, "Есенин” и другие.
*Княгиня Евпраксия*
В Зарайске – городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном
Под башнею была, погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.
Зимой морозною ворвалася орда,
И пламеня деревень взвилось столбом мятежным.
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.
На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена,
С узорной лестницы низринулася долу
И память веков теперь окружена,
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.
1943год
*Омут на Воже*
Воспоминаньями себя тревожу,
Я помню Глебово и речку Вожу.
Передо мною луг некошен и нетронут,
Вдали лесок, осинник молодой,
У Глебова обрыв и черный омут,
Что там лежит под темною водою?
И мысль бежит вопросам тем навстречу,
Былых времен страница мне ясна,
Здесь дал Донской впервой татарам сечу
С дружиной москвитян, и кровь алей вина
Стекала в омут тот. Следов я не примечу
Боев старинных. Край цветет. Весна.
И марево волной колеблется далече,
И неба высока немая тишина.
1952год
Еще в 1914 году Павел Александрович по рекомендации известного уже в то время художников Репина и Поленова был принят в члены Товарищества передвиженных выставок. В 1922 году, будучи последнем председателем Товарищества, Радимов организовал 47-ую по свету выставку. Ему была отведена художественная мастерская в Кремле. Он написал ряд портретов государственных деятелей, создал большое количество этюдов старого, древнего и обновленного Кремля.
Кто бывал на выставках картин П.А Репина, того невольно должны были привлекать яркие, лирические и задушевные пейзажи Подмосковья и памятники русской старины – Кремль, соборы, церкви, башни. Особенно известны его картины, посвященные временам года: "Март”, "Ранняя весна”, "Поздняя осень”, "Зимний закат”, "Березы” и другие.
Занимаясь живописью, Радимов продолжал писать стихи. Он был членом литературного объединения "Кузница”. Начиная с 1912 года Радимов имел дружеские отношения с величайшим поэтом России Сергеем Есениным, вместе с которым около года прожил на одной квартире.
Вот как отзывался и писал Павел Александрович Радимов о своем друге земляке Сергее Есенине:
"Впервые я увидел его на одном литературном вечере в Москве. Председателем вечера был Валерий Брюсов. Я прочитал свои стихи "Журавли”.
Кто бывал на выставках картин П.А Репина, того невольно должны были привлекать яркие, лирические и задушевные пейзажи Подмосковья и памятники русской старины – Кремль, соборы, церкви, башни. Особенно известны его картины, посвященные временам года: "Март”, "Ранняя весна”, "Поздняя осень”, "Зимний закат”, "Березы” и другие.
Занимаясь живописью, Радимов продолжал писать стихи. Он был членом литературного объединения "Кузница”. Начиная с 1912 года Радимов имел дружеские отношения с величайшим поэтом России Сергеем Есениным, вместе с которым около года прожил на одной квартире.
Вот как отзывался и писал Павел Александрович Радимов о своем друге земляке Сергее Есенине:
"Впервые я увидел его на одном литературном вечере в Москве. Председателем вечера был Валерий Брюсов. Я прочитал свои стихи "Журавли”.
*Журавли*
Дни расставания пришли с журавлями,
Тянутся их косяки над полями,
Слышите в небе и вопль и молва.
На крутом склоне желтеет трава.
Дымкой седой заходили туманы,
Желуди дуб уронил на поляны.
А на реке на крапивы глухой
Ветер беседу ведет с осокой.
В дальнем болоте виднеются цапли,
Нехотя с неба срываются капли.
Когда ушел с эстрады, за кулисами ко мне, протягивая руки, поздравляя с успехом подошел улыбающийся, жизнерадостный Есенин. Глаза Есенина светились веселым блеском, он был весь в движении. Как поэта он меня знал: ведь село Ходяйново от Константинова в сорока верстах. Уже потом бывали мы с Есениным и в Солотче, и на станции Рыбное...
Однажды встретились мы с ним у Моссовета. Есенин сказал: «Приходи ко мне завтра в пять, буду читать новую поэму "Анна Снегина”. В назначенный час в квартире его стали собираться гости: Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Корнелий Зелинский и другие…
Свою поэму Есенин читал изумительно. Мы слушали его, как потрясенные: звучали проникновенные строки о новой жизни в деревне. Казался мне Есенин по-пушкински народным поэтом”.
Радимов был покорен необыкновенным поэтическим талантом своего земляка и сохранил о нем самые добрые воспоминания. В память об этой дружбе Радимов написал стихотворение "Есенин”, где он называет поэта русокудрявым юным Лелем.
Однажды встретились мы с ним у Моссовета. Есенин сказал: «Приходи ко мне завтра в пять, буду читать новую поэму "Анна Снегина”. В назначенный час в квартире его стали собираться гости: Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Корнелий Зелинский и другие…
Свою поэму Есенин читал изумительно. Мы слушали его, как потрясенные: звучали проникновенные строки о новой жизни в деревне. Казался мне Есенин по-пушкински народным поэтом”.
Радимов был покорен необыкновенным поэтическим талантом своего земляка и сохранил о нем самые добрые воспоминания. В память об этой дружбе Радимов написал стихотворение "Есенин”, где он называет поэта русокудрявым юным Лелем.
*Есенин*
Начинает разворачиваться лист,
Скоро кинет кисть черемуха в саду,
По проселку ходит с песней гармонист,
Как Есенин в незапамятном году.
Эти песни он у родины узнал,
Не одну он деву-кралю целовал,
Оттолкнуть его девчонка не могла,
И черемуха, как кипень, зацвела.
Где ты, гений незадачливый Сергей,
Песней Русь теперь прославилась твоей,
Средь полей ты бродишь и среди долин,
Русокудрый юный Лель, крестьянский сын.
Павел Александрович Радимов много лет был председателем Ассоциации художников революционной России. Участвовал в создании этой организации и Е.А. Кацман, член-корресподент Академии художеств СССР. Он так рассказывает о нашем земляке:
"Самое яркое воспоминание, связанное у меня с Радимовым, - это поездка в 1926 году к Репину, в Финляндию.
Репин заболел. Его дочь прислала письмо художнику Бродскому, а тот показал его нам с Радимовым. И вот все мы отправились в путь немедленно, чтобы хоть чем-то помочь Илье Ефимовичу. Репин был рад нашему появлению, а мы старались не очень утомлять его разговорами. Как-то, когда Репин отдыхал, отправились мы, с Павлом Александровичем на прогулку. И вот смотрю: Радимов стоит и палкой на песке пишет длинные строчки. Я подошел к нему, и он прочитал:
"Самое яркое воспоминание, связанное у меня с Радимовым, - это поездка в 1926 году к Репину, в Финляндию.
Репин заболел. Его дочь прислала письмо художнику Бродскому, а тот показал его нам с Радимовым. И вот все мы отправились в путь немедленно, чтобы хоть чем-то помочь Илье Ефимовичу. Репин был рад нашему появлению, а мы старались не очень утомлять его разговорами. Как-то, когда Репин отдыхал, отправились мы, с Павлом Александровичем на прогулку. И вот смотрю: Радимов стоит и палкой на песке пишет длинные строчки. Я подошел к нему, и он прочитал:
«Старый художник у моря
живет,
сединой убеленный.
В море вскипают валы,
волны, как время бегут.
Старец думает думу
о жизни,
шумящей, как море.
Ветер искусству его
вольную славу поет!»
Я сказал Радимову, что это замечательно, как у Гомера, и мы пошли к Репину. Радимов прочитал ему эти строки. Илья Ефимович растрогался: «Цельно, и как красиво!»”
Радимов посвятил Репину свой стих "Море”, а портрет Репина, созданный Радимовым хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Друзьями Павла Александровича были знаменитые Кукрыниксы. Один из них, Николай Александрович Соколов, с огромной любовью отзывался о своем друге:
"Радимов любил русскую землю и писал свои лирические пейзажи всегда с настроением. Он не мудрил, не изобретал какого-то философского отношения к природе: что видел, что чувствовал, то и передавал на холсте. Павел Александрович Радимов был искренним и честным художником и сохранил свое, радимовское, лицо в живописи. И в поэзии тоже”.
Скромный, чуткий и взыскательный мастер, Радимов изобразил на холсте много картин, которые были взяты в Третьяковскую галерею, Музей Революции, Музей имени Ленина и музеи других городов. Его картины распространились на выставках в Италии, Германии, Англии, Америке.
Художник рисовал выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Верность своей теме. Через родную его сердцу Русь Радимов видел красоту и теплоту своей Родины. В стихах он это выразил так:
Радимов посвятил Репину свой стих "Море”, а портрет Репина, созданный Радимовым хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Друзьями Павла Александровича были знаменитые Кукрыниксы. Один из них, Николай Александрович Соколов, с огромной любовью отзывался о своем друге:
"Радимов любил русскую землю и писал свои лирические пейзажи всегда с настроением. Он не мудрил, не изобретал какого-то философского отношения к природе: что видел, что чувствовал, то и передавал на холсте. Павел Александрович Радимов был искренним и честным художником и сохранил свое, радимовское, лицо в живописи. И в поэзии тоже”.
Скромный, чуткий и взыскательный мастер, Радимов изобразил на холсте много картин, которые были взяты в Третьяковскую галерею, Музей Революции, Музей имени Ленина и музеи других городов. Его картины распространились на выставках в Италии, Германии, Англии, Америке.
Художник рисовал выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Верность своей теме. Через родную его сердцу Русь Радимов видел красоту и теплоту своей Родины. В стихах он это выразил так:
О, сколько милой красоты
И прелести необычайной
Во всем: в глубоком рыхлом снеге,
В тычинках вешних и кустах,
В примолкших избах и дворах,
В звенящем вскрике, хрустком беге,
В леске синеющем едва.
Тема крестьянского быта, исторического прошлого русского народа составляет основное содержание стихов и картин Павла Радимова. Историческое прошлое отразилось в ряде стихотворений поэта: "Дом Пирогова”, "Куликово поле” и другие
*Куликово поле*
Я с детства помню Вас, Ослабя – Пересвет,
Монахи – иконки несокрушимой силы.
Стоял туман в лугах, слетал с небес рассвет.
И солнце купы под лучом позолотило.
А на земле была великая вражда.
Донского тихий стан, пред ним гроза-орда.
Вот тучный богатырь от ней несется вскачь
И злою епанчой по росным травам плещет.
Он наводил на Русь полон, и смерть, и плачь.
Он яростно коня ременной плеткой хлещет.
Но смерть найдет себе неистовый палач.
Сжал Пересвет копье и сдвинул брови резче.
Вот сшиблись, пыль кипит, подковы искры мечут.
Богатыри мертвы, и бой трубит трубач.
В свое время творчество Павла Александровича Радимова высоко оценил Максим Горький, отличив народность его стихов и картин. До конца своих дней Павел Александрович Радимов писал книгу воспоминаний "Утрой живописца”, в которой рассказывается о детстве и юности, а также встречах с выдающимися людьми.
Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, с энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений.
Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, с энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений.
*Родина*
Деревья в инее, а снега вовсе нет.
Зима задумалась у столбовой дороги.
Радимов Павел я, художник и поэт,
Советский гражданин и человек нестрогий.
В Коломенском краю своей написал сонет,
Бродя вблизи Оки, где берега пологи,
Где протекала пора моих ребячьих лет,
Где ездил много раз, усевшийся на дороги.
Я помню, помню Вас поемные луга!
Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут,
Вот бричка ямщика и с колкольцам дуга.
Вот Горки на яру и под горою омут.
Внизу ж стоят строга, и зелени нет края,
Дай ширь, твою вдохнуть, о сторона родная!
Не стало Павла Александровича 12 февраля 1967 года. На восьмидесятом году жизни от нас ушел яркий талант, соединявший в себе редкое дарование живописца и поэта.
Когда раскрываешь книгу стихов Павла Александровича Радимова, дополненную красочными иллюстрациями с его картин, создается целостное впечатление об удивительном разнообразии и красоте родной природы и необыкновенно талантливом русском народе – созидателе. А всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, покоряло гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества. На протяжении полувека кистью художника и словом поэта Радимов служил людям, которые ценили и ценят его прекрасное творчество.
Когда раскрываешь книгу стихов Павла Александровича Радимова, дополненную красочными иллюстрациями с его картин, создается целостное впечатление об удивительном разнообразии и красоте родной природы и необыкновенно талантливом русском народе – созидателе. А всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, покоряло гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества. На протяжении полувека кистью художника и словом поэта Радимов служил людям, которые ценили и ценят его прекрасное творчество.
Сайт города Рыбное и района - www.rybnoe.net