Начало августа 1923 года, после возвращения из-за границы, – тяжелый период в жизни Сергея Есенина. Он резко реагировал на любую колкость, часто напивался, всех и во всем подозревал, беспричинно скандалил. Опасаясь за его душевное состояние, жена Мариенгофа – Анна Никритина решила познакомить его со своей приятельницей – Августой Миклашевской, среди друзей – Гутей, примой московского Камерного театра А.Я. Таирова.
После тяготившей Есенина навязчивой любви Дункан поэт мечтал о высоком, идеальном чувстве. В его сознании такой возвышенной любовью и стала эта красивая, молодая, но сдержанная в выражении чувств женщина с очень мелодичным и созвучным этому времени года именем. Они стали часто встречаться. Позже Миклашевская вспоминала, что «гуляя по городу, Есенин радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна, у нас другие, чем там». Часами он мог просиживать подле Августы, говоря ей нежные слова. При этом кудато исчезали его грубость и презрительное отношение к женщинам, все это заменялось каким-то восхищенным благоговением. Во время почти ежедневных встреч поэт не переставал удивленно повторять: «Я с вами, как гимназист». Он был на взлете, много и плодотворно работал, постоянно соизмеряя себя со своим главным поэтическим эталоном – А.С. Пушкиным.
Однако иллюзии быстро развеялись, встречи становились все реже и реже, в конце концов сойдя на нет. Результатом этого платонического, скоротечного и быстро погасшего осеннего романа стало создание Сергеем Александровичем неповторимого цикла «Любовь хулигана», вошедшего в сборник «Москва кабацкая», состоявшего из семи нежных лирических стихотворений с посвящением Августе Леонидовне Миклашевской, где, по мнению исследователей творчества поэта, «проходит целая жизнь человеческой души в разных стадиях». Жизнь вернулась в прежнюю колею. Августа не ответила поэту такой же сильной страстной любовью. Ее испугала его жизненная неустроенность, неспособность к семейной жизни.
Уже в 1960 году в своих воспоминаниях Миклашевская писала: «Я видела, как ему трудно, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему». Из-за сына Августа не смогла поехать с Камерным театром на гастроли за границу. По возвращении Камерного театра из зарубежных гастролей она не увидела своей фамилии ни в назначенных репетициях, ни в очередных спектаклях: Таиров обиделся, что ведущая актриса не поехала с ним. О смерти Есенина ей кто-то позвонил по телефону. Вскоре после похорон она уехала работать в Брянский театр. Затем были драматические театры Ижевска, Кирова и Рязани. Вернул ее Алексей Яковлевич Таиров в свой театр только осенью 1943 года.
В поле внимания рязанского театрального зрителя есенинская муза попала в октябре 1936 года. По приглашению тогдашнего художественного руководителя Б.А. Пиковского, Августа Леонидовна приехала в Рязань для работы в городском драматическом театре, который с 1935 года стал стационарным. Напомним заинтересованному читателю, что наш край в это время входил в состав Московской области. Неизвестны причины, по которым актриса остановила свой выбор на Рязани. Вероятно, ей было интересно начать работу в городе, связанном с именем Есенина, в только что созданном стационарном театре. Возможно, привлекала близость Рязани к Москве, с которой у нее было связано столько воспоминаний. Во второй сезон (1936-1937гг.) в афишах театра были заявлены пьесы классического русского репертуара: «Горе от ума», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Ревизор», «Доходное место», «Последняя жертва», «Анна Каренина», «Три сестры», «Васса Железнова», «Последние»; шедевры мировой драматургии «Овечий источник», «Мещанин во дворянстве»; современные постановки «Аристократы», «Большой день», «Бойцы», «Сережа Стрельцов», «Гимназисты» и др.
Все, что дошло до нас из тех уже далеких лет в хранилищах областного архива и музее драматического театра, – это немногочисленные уцелевшие газетные публикации, фотографии, программки спектаклей и краткие воспоминания современников.
Перелистаем местные газеты той поры. Первый раз о нашей героине обмолвился в интервью корреспонденту районной газеты “Ленинский путь” (8.10.1936 г.) Б.А. Пиковский, заявив, что «откликаясь на призыв столичных артистов, организующих концерты в помощь женщинам и детям революционной Испании, коллектив театра в ближайшие дни организует специальный концерт. В концерте примут участие актеры: М.Г. Юрьев, Штормский, Горская, Светлова, Миклашевская и другие. Весь сбор с этого концерта поступит в фонд продовольственной помощи детям и женщинам трудящихся Испании. Мы наметили специальные спектакли для выездов на предприятия города и в колхозы».
17 октября была осуществлена первая поездка “драмколлектива” на завод керамиковых труб, где была поставлена пьеса В. Гусева “Слава”. На спектакле, кроме рабочих завода, присутствовало много колхозной молодежи. Визит оказался не напрасным. Между драмкружком завода и театром установились шефские связи, которые вылились в победу заводчан на областном смотре самодеятельности ЦК профсоюза работников кирпичной промышленности в г. Москве. В связи с этим газета “Ленинский путь” (29.12.1936 г.) информировала читателей: «Перед отъездом на областную олимпиаду большую практическую помощь драмкружку оказали художественный руководитель театра Б.А. Пиковский и актриса А.Л. Миклашевская. Работая с драмкружковцами над правильным развитием внутренней линии каждого образа и путем установки сценических задач по системе Московского Художественного театра, они добились блестящих результатов. Драмкружок выделен для участия во Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности».
И вот, после репетиций, предстоящий дебют А.Л. Миклашевской на рязанской сцене: «28 октября в гортеатре идет драма “Анна Каренина” по одноименному роману Л.Н. Толстого, инсценированная профессором С.Н. Дурылиным. В роли Анны Карениной впервые на сцене нашего театра выступает актриса Августа Миклашевская – воспитанница Московского Камерного театра» («Ленинский путь», 26.10.1936 г.). После нескольких спектаклей последовал отклик театральных критиков, положительно отозвавшихся о постановке и об исполнительнице главной роли, которая, по их мнению, и спасла спектакль: «Успеху постановки в рязанском театре содействовала, главным образом, игра арт. А.Л. Миклашевской (Анна). Она сумела глубоко и полно передать трагедию Анны. Соблюдая чувство художественной меры, она была правдива в самые драматические моменты». («Ленинский путь», 5.11.1936 г.). Думаем, Августе Леонидовне не составило большого труда вжиться в образ Анны Карениной, т.к. ее судьба в некотором смысле была схожа с судьбой главной героини. Супружеские узы с нелюбимым человеком, случайная страстная любовь к красивому, избалованному славой и женским вниманием танцовщику Лащилину, рождение сына, встреча с Есениным, а затем – одиночество длиною в целую жизнь.
Миклашевская прекрасно играла не только в классических постановках, но и в пьесах на современные темы. Удалось найти отклики зрителей на «один из лучших спектаклей данного театрального сезона» – пьесу Н. Погодина «Аристократы» в постановке Г.Н. Юровского. Так, курсант колхозных счетоводных курсов И. Коротков пишет: «Пьеса рисует, как труд перерождает преступников, делает из них честных строителей коммунистического общества. Прекрасная игра артистов Пономарева-Дольского, Миклашевской, Юровского и других делают постановку убедительной». Ему вторят зрители Кочетков и Милосердин: «Нам очень понравилась игра всего коллектива, занятого в этой пьесе. Хорошо роль Соньки играла актриса Миклашевская. Она дала яркий образ преступницы, перевоспитанной большевиками-чекистами. С этого спектакля зритель уходит с хорошим чувством, вполне удовлетворенный» («Ленинский путь», 4.12.1936 г.). Затем в декабре была роль Натальи Дмитриевны в спектакле «Горе от ума», который также пользовался большим успехом у рязанского зрителя.
В одном из декабрьских номеров газет «Сталинское знамя» или «Рабочая Москва» за 1936 г. (имеющаяся копия не идентифицирована) ко дню принятия сталинской Конституции была помещена статья А.Л. Миклашевской «Мы несем свое искусство в массы»: «Новая жизнь, совершенно не похожая на прежнюю, настала у нас. Эту новую, радостную жизнь чувствуешь на каждом шагу. Происшедшие перемены особенно чувствуем мы – работники искусства. Только после Октябрьской революции, когда в нашей стране начался настоящий расцвет искусства, когда открылась широкая дорога для творчества – поняли мы, для кого творим и кому несем свое искусство. Радостно осознавать, что своим искусством – если мы его преподносим в простой, убедительной и увлекательной форме, мы вдохновляем трудящихся на новые победы, мы, показывая им прошлое, заставляем лучше любить настоящее…»
Новый 1937 год ознаменовался новыми постановками. Так, в январе в театре была поставлена пьеса А. Корнейчука «Банкир» «о новых людях, о партийных и непартийных большевиках, патриотах нашей родины, о новых взаимоотношениях людей и на службе и в быту»: «Банкир» идет в постановке режиссера тов. Мосолова Х.Н., который дал полноценный спектакль. Попрежнему выдается культурой игры артистка Миклашевская» («Ленинский путь», 4.02.1937 г.), которая сыграла роль директора универмага Марины Тайги.
К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина на сцене театра Б.А. Пиковским была поставлена трагедия «Борис Годунов», которая шла в феврале–марте 1937 года 18 дней и каждый раз при переполненном зале. «Нужно отдать справедливость, коллектив театра добросовестно поработал над знаменитой трагедией. Спектакль надолго останется в памяти, несмотря на отдельные шероховатости. Хорошо раскрыт образ честолюбивой Марины Мнишек арт. А.Л. Миклашевской» («Ленинский путь», 14.02.1937 г.). 16 апреля 1937 года эта же газета сообщила о постановке Н.В. Картановым «Бесприданницы» А.Н. Островского. Была помещена фотография из спектакля, где роль Ларисы Дмитриевны играла Миклашевская, а Сергея Сергеевича Паратова – артист Штормский. В мае месяце наша героиня выступила в роли Рашели в спектакле по пьесе А.М. Горького «Васса Железнова». Просматривая программки театрального сезона 1936–1937 гг., удалось установить, что, кроме перечисленных, А.Л. Миклашевская сыграла еще роль Варвары в спектакле по пьесе Карельской «Варвара Силина» и роль Анны-королевы Англии в пьесе А. Скриба «Стакан воды».
Двухлетие работы городского театра было отмечено целой газетной полосой «Два года Рязанского театра» («Ленинский путь», 1.06.1937 г.). Помещены фотографии ведущих актеров театра В.П. Пономарева-Дольского, П.Н. Невского, М.Г. Юрьева, Л.А. Штормского, Ф.Е. Горской, А.И. Крупновой и, конечно, А.Л. Миклашевской.
Началу театрального сезона 1937–1938 гг. предшествовала статья «Перед зимним театральным сезоном» («Ленинский путь», 28.08.1937 г.) директора театра Мазурина, где сообщалось о 16 новых постановках, среди которых «На дне», «Маскарад», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Ромео и Джульетта», «Дама с камелиями», «Робин Гуд» и др. «Рязанский городской драматический театр заканчивает формирование состава труппы. К хорошо известным мастерам из старого состава, работающим в нашем театре, – Миклашевской, Горскому, Картанову, Юрьеву, Штормскому, Невскому, Пеняеву и др. – приглашены мастера высокой квалификации из Казани, Пензы и др. 1 ноября театр выпускает юбилейный спектакль «Земля».
После премьеры критики писали: «К чести коллектива рязанского драматического театра надо сказать, что он успешно справился с задачей. Перед глазами зрителя на сцене оживают трудные в жизни нашей страны 1920 и 1921 годы, их пламенная революционная героика. В постановке много ярких, мастерски сделанных сцен. Артисты Л.А. Штормский – в роли батрака Алешки, Е.А. Цветков – в роли военного руководителя эсеро-кулацкого восстания, А.Л. Миклашевская – в роли Косовой, П.Н. Невский – в роли работника штаба восстания, В.Н. Климов – в роли бедняка Андрея Андреевича дали правдивые образы. Их игра, несомненно, способствовала общему успеху спектакля. Так как факты, описанные в пьесе, перекликаются с фактами наших дней, то пьеса о 1920–1921 гг. призывает нас к усилению революционной бдительности» («Сталинское знамя», 16.11.1937 г.).
В конце октября 1937 года по решению Правительства Московская область разукрупнялась, из нее в качестве самостоятельных выделялись Рязанская, Тульская и Калининская области. После образования нашей области театр официально стал называться областным. К 20-й годовщине Красной Армии театр приступил к репетициям пьесы К. Тренева «Любовь Яровая», где А.Л. Миклашевская сыграла главную роль – учительницы Любови Яровой.
В апреле 1938 года на сцене рязанского театра уже новым художественным руководителем А.С. Верховским была поставлена пьеса А.М. Горького «На дне». Критик В. Иванов и здесь выделил игру нашей героини: «Полновластным хозяином ночлежки является наглая, грубая, развратная Василиса – жена содержателя ночлежки. А.Л. Миклашевская создала образ сильной женщины, но она недостаточно подчеркнула грубость, подлость, резкость Василисы. Если сравнивать «На дне» с другими спектаклями в нашем театре, то его нужно поставить в число лучших постановок» («Сталинское знамя», 28.04.1938 г.). Думаем, что мягкая и лиричная по натуре Августа Леонидовна, актриса высокого мастерства и культуры, не могла играть Василису такой, какой ее хотел видеть доморощенный критик. В этом сезоне Миклашевская также блестяще сыграла роли баронессы Штраль в спектакле «Маскарад», леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь» и Кручининой в спектакле «Без вины виноватые».
Как показывает анализ публикаций местной прессы, руководством театра и рязанской зрительской общественностью Августа Леонидовна признавалась ведущей актрисой коллектива. Среди других она выделялась талантом, богатым артистическим опытом, большой работоспособностью, ответственностью и высокой требовательностью к себе. Позже она вспоминала: «Я уже работала в провинции, в Рязани. Дали мне роль в «Даме с камелиями». А мне случилось в ту пору в Москве быть… Пошла посмотреть «Даму с камелиями» в постановке Мейерхольда вместе с Райх. Как она играла! Потрясающе. Я до сих пор не могу забыть… После того, как я посмотрела эту вещь, вернувшись в Рязань, я отказалась от роли: слишком велико было обаяние Райх».
Чем больше изучаешь и соприкасаешься с материалами о жизни и творчестве Августы Леонидовны Миклашевской, тем более величественный образ предстает перед нами. Наконец начинаешь понимать, почему именно на ней остановил в августе 1923 года свой выбор С.А. Есенин, почему он боготворил ее и представлял окружающим в качестве возвышенного женского идеала. Кто из соперничающих актрис, достигших определенных высот, способен был по достоинству оценить творческие способности другой актрисы, а тем более, бывшей жены Есенина? Без зависти, но с большим уважением соизмерить свои творческие способности и в некоторых случаях отступить. Скромность, духовная высота, огромный такт в отношении с окружающими, снискали к ней любовь и уважение всего творческого коллектива рязанского театра. А какую школу актерского мастерства большинство из них прошло, работая рядом с ней.
По окончании театрального сезона А.Л. Миклашевская распрощалась с рязанской сценой. Впереди у нее была Москва, новое признание столичного зрителя, новая театральная слава.
В музее Рязанского драматического театра сохранилась рукописная запись известной рязанской журналистки Е.М. Карпельцевой, датированная 1987 годом, о рязанском периоде творчества актрисы А.Л. Миклашевской: «В те далекие годы – полвека назад – театр наш пользовался у рязанцев большой популярностью. Память сохранила несколько имен, которые украшали афиши, актеров, которые были любимцами у нас – студентов той поры. Среди них особенно ярко сияет имя Августы Миклашевской. Надо сказать, что в то время это вовсе не связывалось для нас с именем Есенина, поскольку о самом поэте мы знали очень мало. Миклашевская не имела никакого особого ореола, так что впечатление, которое она производила, было чистым от всех побочных наслоений. А впечатление было огромным. Ее благородная красота, сдержанность и в то же время выразительность движений, пластичность покоряли, восхищали. Она была буквально кумиром многих зрителей. Спектакли с участием Миклашевской несли тот нравственный заряд, то потрясение, которое и есть зерно театра. Для меня лично именно с этих спектаклей и зародилась любовь к театру, которую я пронесла через всю жизнь».
После тяготившей Есенина навязчивой любви Дункан поэт мечтал о высоком, идеальном чувстве. В его сознании такой возвышенной любовью и стала эта красивая, молодая, но сдержанная в выражении чувств женщина с очень мелодичным и созвучным этому времени года именем. Они стали часто встречаться. Позже Миклашевская вспоминала, что «гуляя по городу, Есенин радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна, у нас другие, чем там». Часами он мог просиживать подле Августы, говоря ей нежные слова. При этом кудато исчезали его грубость и презрительное отношение к женщинам, все это заменялось каким-то восхищенным благоговением. Во время почти ежедневных встреч поэт не переставал удивленно повторять: «Я с вами, как гимназист». Он был на взлете, много и плодотворно работал, постоянно соизмеряя себя со своим главным поэтическим эталоном – А.С. Пушкиным.
Однако иллюзии быстро развеялись, встречи становились все реже и реже, в конце концов сойдя на нет. Результатом этого платонического, скоротечного и быстро погасшего осеннего романа стало создание Сергеем Александровичем неповторимого цикла «Любовь хулигана», вошедшего в сборник «Москва кабацкая», состоявшего из семи нежных лирических стихотворений с посвящением Августе Леонидовне Миклашевской, где, по мнению исследователей творчества поэта, «проходит целая жизнь человеческой души в разных стадиях». Жизнь вернулась в прежнюю колею. Августа не ответила поэту такой же сильной страстной любовью. Ее испугала его жизненная неустроенность, неспособность к семейной жизни.
Уже в 1960 году в своих воспоминаниях Миклашевская писала: «Я видела, как ему трудно, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему». Из-за сына Августа не смогла поехать с Камерным театром на гастроли за границу. По возвращении Камерного театра из зарубежных гастролей она не увидела своей фамилии ни в назначенных репетициях, ни в очередных спектаклях: Таиров обиделся, что ведущая актриса не поехала с ним. О смерти Есенина ей кто-то позвонил по телефону. Вскоре после похорон она уехала работать в Брянский театр. Затем были драматические театры Ижевска, Кирова и Рязани. Вернул ее Алексей Яковлевич Таиров в свой театр только осенью 1943 года.
В поле внимания рязанского театрального зрителя есенинская муза попала в октябре 1936 года. По приглашению тогдашнего художественного руководителя Б.А. Пиковского, Августа Леонидовна приехала в Рязань для работы в городском драматическом театре, который с 1935 года стал стационарным. Напомним заинтересованному читателю, что наш край в это время входил в состав Московской области. Неизвестны причины, по которым актриса остановила свой выбор на Рязани. Вероятно, ей было интересно начать работу в городе, связанном с именем Есенина, в только что созданном стационарном театре. Возможно, привлекала близость Рязани к Москве, с которой у нее было связано столько воспоминаний. Во второй сезон (1936-1937гг.) в афишах театра были заявлены пьесы классического русского репертуара: «Горе от ума», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Ревизор», «Доходное место», «Последняя жертва», «Анна Каренина», «Три сестры», «Васса Железнова», «Последние»; шедевры мировой драматургии «Овечий источник», «Мещанин во дворянстве»; современные постановки «Аристократы», «Большой день», «Бойцы», «Сережа Стрельцов», «Гимназисты» и др.
Все, что дошло до нас из тех уже далеких лет в хранилищах областного архива и музее драматического театра, – это немногочисленные уцелевшие газетные публикации, фотографии, программки спектаклей и краткие воспоминания современников.
Перелистаем местные газеты той поры. Первый раз о нашей героине обмолвился в интервью корреспонденту районной газеты “Ленинский путь” (8.10.1936 г.) Б.А. Пиковский, заявив, что «откликаясь на призыв столичных артистов, организующих концерты в помощь женщинам и детям революционной Испании, коллектив театра в ближайшие дни организует специальный концерт. В концерте примут участие актеры: М.Г. Юрьев, Штормский, Горская, Светлова, Миклашевская и другие. Весь сбор с этого концерта поступит в фонд продовольственной помощи детям и женщинам трудящихся Испании. Мы наметили специальные спектакли для выездов на предприятия города и в колхозы».
17 октября была осуществлена первая поездка “драмколлектива” на завод керамиковых труб, где была поставлена пьеса В. Гусева “Слава”. На спектакле, кроме рабочих завода, присутствовало много колхозной молодежи. Визит оказался не напрасным. Между драмкружком завода и театром установились шефские связи, которые вылились в победу заводчан на областном смотре самодеятельности ЦК профсоюза работников кирпичной промышленности в г. Москве. В связи с этим газета “Ленинский путь” (29.12.1936 г.) информировала читателей: «Перед отъездом на областную олимпиаду большую практическую помощь драмкружку оказали художественный руководитель театра Б.А. Пиковский и актриса А.Л. Миклашевская. Работая с драмкружковцами над правильным развитием внутренней линии каждого образа и путем установки сценических задач по системе Московского Художественного театра, они добились блестящих результатов. Драмкружок выделен для участия во Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности».
И вот, после репетиций, предстоящий дебют А.Л. Миклашевской на рязанской сцене: «28 октября в гортеатре идет драма “Анна Каренина” по одноименному роману Л.Н. Толстого, инсценированная профессором С.Н. Дурылиным. В роли Анны Карениной впервые на сцене нашего театра выступает актриса Августа Миклашевская – воспитанница Московского Камерного театра» («Ленинский путь», 26.10.1936 г.). После нескольких спектаклей последовал отклик театральных критиков, положительно отозвавшихся о постановке и об исполнительнице главной роли, которая, по их мнению, и спасла спектакль: «Успеху постановки в рязанском театре содействовала, главным образом, игра арт. А.Л. Миклашевской (Анна). Она сумела глубоко и полно передать трагедию Анны. Соблюдая чувство художественной меры, она была правдива в самые драматические моменты». («Ленинский путь», 5.11.1936 г.). Думаем, Августе Леонидовне не составило большого труда вжиться в образ Анны Карениной, т.к. ее судьба в некотором смысле была схожа с судьбой главной героини. Супружеские узы с нелюбимым человеком, случайная страстная любовь к красивому, избалованному славой и женским вниманием танцовщику Лащилину, рождение сына, встреча с Есениным, а затем – одиночество длиною в целую жизнь.
Миклашевская прекрасно играла не только в классических постановках, но и в пьесах на современные темы. Удалось найти отклики зрителей на «один из лучших спектаклей данного театрального сезона» – пьесу Н. Погодина «Аристократы» в постановке Г.Н. Юровского. Так, курсант колхозных счетоводных курсов И. Коротков пишет: «Пьеса рисует, как труд перерождает преступников, делает из них честных строителей коммунистического общества. Прекрасная игра артистов Пономарева-Дольского, Миклашевской, Юровского и других делают постановку убедительной». Ему вторят зрители Кочетков и Милосердин: «Нам очень понравилась игра всего коллектива, занятого в этой пьесе. Хорошо роль Соньки играла актриса Миклашевская. Она дала яркий образ преступницы, перевоспитанной большевиками-чекистами. С этого спектакля зритель уходит с хорошим чувством, вполне удовлетворенный» («Ленинский путь», 4.12.1936 г.). Затем в декабре была роль Натальи Дмитриевны в спектакле «Горе от ума», который также пользовался большим успехом у рязанского зрителя.
В одном из декабрьских номеров газет «Сталинское знамя» или «Рабочая Москва» за 1936 г. (имеющаяся копия не идентифицирована) ко дню принятия сталинской Конституции была помещена статья А.Л. Миклашевской «Мы несем свое искусство в массы»: «Новая жизнь, совершенно не похожая на прежнюю, настала у нас. Эту новую, радостную жизнь чувствуешь на каждом шагу. Происшедшие перемены особенно чувствуем мы – работники искусства. Только после Октябрьской революции, когда в нашей стране начался настоящий расцвет искусства, когда открылась широкая дорога для творчества – поняли мы, для кого творим и кому несем свое искусство. Радостно осознавать, что своим искусством – если мы его преподносим в простой, убедительной и увлекательной форме, мы вдохновляем трудящихся на новые победы, мы, показывая им прошлое, заставляем лучше любить настоящее…»
Новый 1937 год ознаменовался новыми постановками. Так, в январе в театре была поставлена пьеса А. Корнейчука «Банкир» «о новых людях, о партийных и непартийных большевиках, патриотах нашей родины, о новых взаимоотношениях людей и на службе и в быту»: «Банкир» идет в постановке режиссера тов. Мосолова Х.Н., который дал полноценный спектакль. Попрежнему выдается культурой игры артистка Миклашевская» («Ленинский путь», 4.02.1937 г.), которая сыграла роль директора универмага Марины Тайги.
К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина на сцене театра Б.А. Пиковским была поставлена трагедия «Борис Годунов», которая шла в феврале–марте 1937 года 18 дней и каждый раз при переполненном зале. «Нужно отдать справедливость, коллектив театра добросовестно поработал над знаменитой трагедией. Спектакль надолго останется в памяти, несмотря на отдельные шероховатости. Хорошо раскрыт образ честолюбивой Марины Мнишек арт. А.Л. Миклашевской» («Ленинский путь», 14.02.1937 г.). 16 апреля 1937 года эта же газета сообщила о постановке Н.В. Картановым «Бесприданницы» А.Н. Островского. Была помещена фотография из спектакля, где роль Ларисы Дмитриевны играла Миклашевская, а Сергея Сергеевича Паратова – артист Штормский. В мае месяце наша героиня выступила в роли Рашели в спектакле по пьесе А.М. Горького «Васса Железнова». Просматривая программки театрального сезона 1936–1937 гг., удалось установить, что, кроме перечисленных, А.Л. Миклашевская сыграла еще роль Варвары в спектакле по пьесе Карельской «Варвара Силина» и роль Анны-королевы Англии в пьесе А. Скриба «Стакан воды».
Двухлетие работы городского театра было отмечено целой газетной полосой «Два года Рязанского театра» («Ленинский путь», 1.06.1937 г.). Помещены фотографии ведущих актеров театра В.П. Пономарева-Дольского, П.Н. Невского, М.Г. Юрьева, Л.А. Штормского, Ф.Е. Горской, А.И. Крупновой и, конечно, А.Л. Миклашевской.
Началу театрального сезона 1937–1938 гг. предшествовала статья «Перед зимним театральным сезоном» («Ленинский путь», 28.08.1937 г.) директора театра Мазурина, где сообщалось о 16 новых постановках, среди которых «На дне», «Маскарад», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Ромео и Джульетта», «Дама с камелиями», «Робин Гуд» и др. «Рязанский городской драматический театр заканчивает формирование состава труппы. К хорошо известным мастерам из старого состава, работающим в нашем театре, – Миклашевской, Горскому, Картанову, Юрьеву, Штормскому, Невскому, Пеняеву и др. – приглашены мастера высокой квалификации из Казани, Пензы и др. 1 ноября театр выпускает юбилейный спектакль «Земля».
После премьеры критики писали: «К чести коллектива рязанского драматического театра надо сказать, что он успешно справился с задачей. Перед глазами зрителя на сцене оживают трудные в жизни нашей страны 1920 и 1921 годы, их пламенная революционная героика. В постановке много ярких, мастерски сделанных сцен. Артисты Л.А. Штормский – в роли батрака Алешки, Е.А. Цветков – в роли военного руководителя эсеро-кулацкого восстания, А.Л. Миклашевская – в роли Косовой, П.Н. Невский – в роли работника штаба восстания, В.Н. Климов – в роли бедняка Андрея Андреевича дали правдивые образы. Их игра, несомненно, способствовала общему успеху спектакля. Так как факты, описанные в пьесе, перекликаются с фактами наших дней, то пьеса о 1920–1921 гг. призывает нас к усилению революционной бдительности» («Сталинское знамя», 16.11.1937 г.).
В конце октября 1937 года по решению Правительства Московская область разукрупнялась, из нее в качестве самостоятельных выделялись Рязанская, Тульская и Калининская области. После образования нашей области театр официально стал называться областным. К 20-й годовщине Красной Армии театр приступил к репетициям пьесы К. Тренева «Любовь Яровая», где А.Л. Миклашевская сыграла главную роль – учительницы Любови Яровой.
В апреле 1938 года на сцене рязанского театра уже новым художественным руководителем А.С. Верховским была поставлена пьеса А.М. Горького «На дне». Критик В. Иванов и здесь выделил игру нашей героини: «Полновластным хозяином ночлежки является наглая, грубая, развратная Василиса – жена содержателя ночлежки. А.Л. Миклашевская создала образ сильной женщины, но она недостаточно подчеркнула грубость, подлость, резкость Василисы. Если сравнивать «На дне» с другими спектаклями в нашем театре, то его нужно поставить в число лучших постановок» («Сталинское знамя», 28.04.1938 г.). Думаем, что мягкая и лиричная по натуре Августа Леонидовна, актриса высокого мастерства и культуры, не могла играть Василису такой, какой ее хотел видеть доморощенный критик. В этом сезоне Миклашевская также блестяще сыграла роли баронессы Штраль в спектакле «Маскарад», леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь» и Кручининой в спектакле «Без вины виноватые».
Как показывает анализ публикаций местной прессы, руководством театра и рязанской зрительской общественностью Августа Леонидовна признавалась ведущей актрисой коллектива. Среди других она выделялась талантом, богатым артистическим опытом, большой работоспособностью, ответственностью и высокой требовательностью к себе. Позже она вспоминала: «Я уже работала в провинции, в Рязани. Дали мне роль в «Даме с камелиями». А мне случилось в ту пору в Москве быть… Пошла посмотреть «Даму с камелиями» в постановке Мейерхольда вместе с Райх. Как она играла! Потрясающе. Я до сих пор не могу забыть… После того, как я посмотрела эту вещь, вернувшись в Рязань, я отказалась от роли: слишком велико было обаяние Райх».
Чем больше изучаешь и соприкасаешься с материалами о жизни и творчестве Августы Леонидовны Миклашевской, тем более величественный образ предстает перед нами. Наконец начинаешь понимать, почему именно на ней остановил в августе 1923 года свой выбор С.А. Есенин, почему он боготворил ее и представлял окружающим в качестве возвышенного женского идеала. Кто из соперничающих актрис, достигших определенных высот, способен был по достоинству оценить творческие способности другой актрисы, а тем более, бывшей жены Есенина? Без зависти, но с большим уважением соизмерить свои творческие способности и в некоторых случаях отступить. Скромность, духовная высота, огромный такт в отношении с окружающими, снискали к ней любовь и уважение всего творческого коллектива рязанского театра. А какую школу актерского мастерства большинство из них прошло, работая рядом с ней.
По окончании театрального сезона А.Л. Миклашевская распрощалась с рязанской сценой. Впереди у нее была Москва, новое признание столичного зрителя, новая театральная слава.
В музее Рязанского драматического театра сохранилась рукописная запись известной рязанской журналистки Е.М. Карпельцевой, датированная 1987 годом, о рязанском периоде творчества актрисы А.Л. Миклашевской: «В те далекие годы – полвека назад – театр наш пользовался у рязанцев большой популярностью. Память сохранила несколько имен, которые украшали афиши, актеров, которые были любимцами у нас – студентов той поры. Среди них особенно ярко сияет имя Августы Миклашевской. Надо сказать, что в то время это вовсе не связывалось для нас с именем Есенина, поскольку о самом поэте мы знали очень мало. Миклашевская не имела никакого особого ореола, так что впечатление, которое она производила, было чистым от всех побочных наслоений. А впечатление было огромным. Ее благородная красота, сдержанность и в то же время выразительность движений, пластичность покоряли, восхищали. Она была буквально кумиром многих зрителей. Спектакли с участием Миклашевской несли тот нравственный заряд, то потрясение, которое и есть зерно театра. Для меня лично именно с этих спектаклей и зародилась любовь к театру, которую я пронесла через всю жизнь».