Песней стала поэзия

Песней стала поэзия
Песней стала поэзия
в 15:06:54 | Культура и туризм
 Невозможно представить есенинскую поэзию без русской песни. Есенин сказал: «Жизнь моя за песню продана». Упоминания о песнях, инструментах, народных обрядах часто встречаются в его стихотворениях. Песней стала и вся его поэзия, пронизанная нежной любовью к Родине, вобравшая в себя душу русского народа. Потому так дороги нам народные мелодии, слышанные когда-то поэтом в родном краю, песни на его стихи. У коллектива, который собрал и донес до нас множество песен родины поэта и на его стихи, в этом году юбилей. «Радунице» 30 лет! А также этот год юбилейный для создателя ансамбля Александра Николаевича Ермакова – ему 65!
 Наша Рязанская земля издавна славилась своими широкими, мелодичными и напевными песнями. Но со временем начал пропадать интерес к песенному фольклору, забывались напевы, мотивы, слова… Но нельзя, чтобы исчезало, стиралось из памяти подлинно русское, подлинно прекрасное. Собрать, сохранить это богатое наследие, познакомить с ним многочисленных почитателей таланта С. Есенина – и есть основная задача созданного в 1983 году песенно-инструментального ансамбля «Радуница», направление поисков которого органично совпало с деятельностью музея-заповедника. В своё время коллектив стал достаточно известным, побывал во многих уголках нашей Родины и за границей. Так с чего же всё началось, почему вдруг в наших местах появился такой ансамбль? Историю создания я узнала из первых уст – от её создателя Александра Николаевича Ермакова.

Как все начиналось


 Известный писатель Бела Риго после концерта Александра Ермакова оценил композитора так: «У нас в Венгрии о таких говорят – «человек, сделанный из музыки». Александр Ермаков – талантливый самобытный композитор. В основе его творчества глубокая русская народность, искренность, преемственность лучших традиций отечественной песни. Музыкальный язык композитора интересен, наполнен изысканными гармоническими сочетаниями. Мелодика его песен яркая, запоминающаяся, лишенная какой-либо банальности.
 А. Ермаков работает не только в жанре песни – среди его сочинений произведения для оркестра, ансамблей, детских коллективов. «Вновь и вновь обращаясь к (его) песням – столь непохожим, но в то же время уже отмеченным приметами неповторимого «ермаковского» стиля, я не раз задумывалась – в чём тайна его таланта? Только лишь в природной одарённости, получившей серьёзное развитие и достойную «огранку» в Уфимском государственном институте искусств и в Академии музыки имени Гнесиных?» – спрашивает доктор исторических наук, член Союза писателей Лола Звонарева, и сама, по-моему, очень емко и образно отвечает на этот вопрос: «…Может быть, собирая не одно десятилетие народные песни на родине Сергея Есенина, он испил, подобно сказочным богатырям, драгоценной «живой водицы», приникнув к волшебным родникам рязанского музыкального фольклора, и ему было дано услышать мелодии и слова полузабытых народных песен, восхищавших ещё юного Есенина? Постепенно возвращаясь к Есенину, всматривается Ермаков и в творчество поэтов-современников… В их тревожных, взволнованных строках он услышал ритмы нового времени. Созданные композитором мелодии подчеркивают глубинную связь этих стихов с отечественными духовными традициями».
 «Идея создания появилась у меня давно, с окончания первой консерватории в 1974 году. Я приехал в Рязань и уже знал, что я буду заниматься Есениным. В какой это будет форме, я тогда еще не знал, но Есениным я заниматься обязательно должен был. Я был очень увлечен его творчеством. Он не выходил у меня из головы», – говорит Александр Николаевич.
 И вот в Уфе Ермаков заканчивает филиал Гнесинской академии. На последних курсах уже работает преподавателем. Но его тянуло на родину великого поэта. И вскоре Ермаков уезжает в Рязань. В Рязани он стал работать в музыкальном училище им. Г. и А. Пироговых и собирать фольклор родины Есенина, окрестных деревень и сёл – Федякина, Кузьминского, Новосёлок. Началась кропотливая работа по записи, изучению того немногого, что осталось в памяти старожилов. Всего Ермаков записал около 300 песен разных жанров. Всё это зафиксировано, но пока не издан сборник песен родины Есенина.
Когда у Александра Николаевича накопился большой материал, он понял, что его кто-то должен воплощать в жизнь на концертной эстраде. Встал вопрос: как это сделать? В то время Александр Николаевич работал  в рязанском музыкальном училище и уже играл в ансамбле «Парафраз», состоящем  из четырёх человек. Но инструментальная музыка не отвечала поставленным задачам. И он стал работать над тем, чтобы из выпускников и студентов музыкального училища создать подобный коллектив – песенно-инструментальный. Эту идею поддержали преподаватели Владимир Николаевич Просолупов (на народном отделении) и Надежда Федоровна Кольцова (на хоровом отделении). Кольцова на хоровом отделении собрала студентов-энтузиастов, а Просолупов на народном собрал инструментальную группу. Ермаков насыщал их репертуаром, делал обработки, писал музыку. Назвали ансамбль, как первый поэтический сборник Есенина – «Радуница». (Радуница или Радовница, Радошница у восточных славян – поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Радуница признана православной церковью, чтобы можно было после светлого праздника Пасхи разделить с усопшими великую радость Воскресения Христова).

Первые победы


 «Радуница» скоро обрела крылья, завоевала популярность не только в Рязанской области, но и за её пределами.
 Например, ансамбль часто выступал в Москве, в Центральном Доме работников искусств. Многие песни «Радуницы» были записаны на Всесоюзном радио. «Радуницу» можно было услышать на волнах радио «Маяк» или «Резонанс», в телепередачах Ольги Мухиной «Россия, вспомни о себе!», в телевизионной программе «Музыкальный ринг» и в Государственном концертном зале «Россия».
«Когда мы стали заметным коллективом, в Рязанской области нас взяли в филармонию. Нас заметил Евгений Георгиевич Попов – художественный руководитель рязанского хора. Он «Радуницу» всегда поддерживал, говорил, что она – хор в миниатюре. И мы работали в филармонии на равных, но на добровольных началах, ведь чтобы быть коллективом в филармонии официально, в советское время нужно было обязательно стать лауреатом профессионального конкурса, т. е. только с разрешения министерства культуры,» – говорит Александр Николаевич.
 И в 1983 году с 1 по 9 ноября «Радуница» едет на такой конкурс – на Всероссийский конкурс исполнителей народной песни в Краснодар. Туда съехались солисты Госконцерта, руководители музыкальных филармонических музыкальных коллективов. На конкурсе такого уровня не должно было быть ансамблей из музыкального училища. Но так как в жюри конкурса был Григорий Фёдорович Пономаренко (советский российский композитор, баянист, народный артист СССР), которому Ермаков сделал несколько обработок, Александр Петрович Аверкин (советский композитор, гармонист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, уроженец Рязанской области), то «Радуницу» решили просто послушать, дать ей шанс показать себя. В жюри конкурса, который проходил в три тура, были выдающиеся мастера. И когда ансамбль выступил на первом туре, всем стало ясно, что это успех… Со своего места поднялся Николай Васильевич Кутузов (руководитель Академического хора русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио, дирижер, композитор, педагог, народный артист СССР) и сказал, что не пропустить в следующий тур «Радуницу» они не имеют права. И «Радуница», обойдя многие профессиональные коллективы, вышла во второй тур. Во втором туре Ермаков получил специальный диплом за лучшие обработки народных песен, за оригинальность. И рязанский ансамбль стал дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей народной песни. После этого конкурса «Радуница» уже на полном основании стала работать в филармонии.
 Вот с этого и пошла «Радуница». Состав, конечно, менялся, потому что кто-то из студентов уезжал по распределению, кто-то выходил замуж и т.д. Но постепенно коллектив стабилизировался, и в 1985 году ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника Сергея Есенина К.П. Воронцов, заметив ансамбль, пригласил его работать в музей, потому что весь репертуар коллектива был связан с творчеством Есенина.

Признание


 «Радуница» была на гастролях во многих странах мира: в Скандинавии, во Франции, в Германии, Югославии, Польше, Италии, Греции, Южной Корее, Японии, Нидерландах. И везде есенинскую песню принимали очень хорошо. В репертуаре ансамбля, как рассказал мне его создатель, две большие части: это песни на стихи Есенина, песни о Есенине. И народная музыка, связанная с Есениным (частушки, наигрыши, любимые песни семьи Есениных, песни, которые пел сам поэт).
 А популярность ансамбля росла. Его имя стало всё чаще появляться в периодической печати. Так, например, газета «Восход», орган Новодеревенского районного комитета КПСС и районного Совета народных депутатов Рязанской области, № 14 (7785) от 4 февраля 1986 года пишет: «Покорил зрителей своим своеобразием музыкальный фольклорный ансамбль профессиональных артистов «Радуница». Несколько человек на сцене показали чудо, они на какое-то время уводили в глубь времен, в русскую старину и необычными красочными костюмами, и сопроводительными инструментами. Блестяще исполнил ансамбль одну за другой песни сел и деревень Рязанщины и других мест. Духу и стилю песен соответствовало музыкальное сопровождение квартета: балалайки, домры, баян, контрабас. Как говорят в народе, не играли, а выговаривали искусные мастера-музыканты своим партнерам… Эти песни обо всем, что мило и дорого человеку: «Во поле орешина», «Чернобровая моя, черноглазая моя» и другие…».
 В 1990 году «Радуница» поехала на  I Всероссийский телерадиоконкурс исполнителей народной песни «Голоса России» в Смоленск и завоевала там Гран-при. На этом конкурсе были многие известные исполнители народной песни Алексей Покровский, Надежда Бабкина. «Наши ожидания оправдались, – сказал, подводя итоги конкурса, председатель жюри Н. В. Кутузов. – Мы надеялись открыть новые имена талантливых певцов, и мы их открыли. Нас покорили не только голоса исполнителей, но и то, как конкурсанты интерпретируют музыкально-поэтический материал, привнося в исполнение свое понимание фольклора, созвучное нашему времени. Все это дает основание утверждать, что народная песня в лице молодых исполнителей находит плодотворное творческое развитие, живет и укрепляет свои позиции в нашей жизни. Наиболее яркие певцы и ансамбли были отмечены премиями и дипломами…. Среди них обладателем третьей премии стал ансамбль «Радуница».
 В 1995 году почти весь основной состав коллектива перешёл на работу к спонсору «Радуницы» – газете «Экономика и жизнь». Потом газета пришла в упадок, и через некоторое время песенный ансамбль распался ещё на два коллектива: «Отрада» и «Русский квас». И к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина Ермаков оказался в сложной ситуации: «Радуница» заявлена во всех правительственных мероприятиях, на уровне президента, а она распалась. Губернатор вызвал к себе Александра Николаевича и попросил собрать к празднику новый ансамбль. Ермаков согласился, но с условиями материальной помощи коллективу. К апрелю он собрал новый состав. Когда 3 октября ансамбль выступал на торжественном заседании в честь 100летия со дня рождения Есенина в облдрамтеатре, никто не заметил, что «Радуница» – это уже другие люди. За это выступление А. Н. Ермакову указом Президента РФ присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Новый состав проработал до 2002 года в музее-заповеднике С. А. Есенина.

Возрождение


 В 1997–1998 годах DVD-диск, выпущенный песенно-инструментальным ансамблем «Радуница», получил Гран-при на Международном конкурсе телевизионных музыкальных фильмов в Торонто (Канада). В 2002 году ансамбль был переведен в Рязанскую областную филармонию и работал там 9 лет. Только в 2011 году новый директор музея С.А. Есенина Борис Игоревич Иогансон выразил желание вернуть ансамбль «на круги своя». И с этого времени «Радуница» работает в музее. Она стала возрождаться на базе ансамбля «Константиновские голоса».
 Первое время было очень тяжело, но новый коллектив тоже скоро стал востребованным. Состав не такой большой, как раньше. Но в настоящее время ансамбль расширяется, у него уже есть инструментальная группа, есть ведущая, аранжировщик. В общем, есть всё, что нужно для ансамбля, пусть пока и в небольшом масштабе.
 За тридцать лет своего существования песенно-инструментальный ансамбль «Радуница» внёс большой вклад в популяризацию поэтического наследия великого русского поэта С. А. Есенина. За это время было подготовлено и записано 8 аудиодисков и 2 DVD-диска. Таким образом, песенно-инструментальный ансамбль «Радуница» – это своеобразный живой музыкальный памятник Сергею Есенину и всему нашему рязанскому фольклору, есенинской поэзии, есенинской земле.

Газета «Приокская новь»,

3981 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar
Ср, 2024-12-04, 22:18:27

Вход на сайт
Уникальное предложение!
Изменилась ли экономически ваша жизнь за два года?