«Здесь в сердце щедрое поэта Вселилась русская земля»

«Здесь в сердце щедрое поэта Вселилась русская земля»
«Здесь в сердце щедрое поэта Вселилась русская земля»
 Было время, когда Константиново не называли брендом Рязанской области, а называли просто: родина Сергея Есенина. Здесь в октябре 1965 года после долгой борьбы за него очень  известных и совсем неизвестных людей родился музей русского поэта Сергея Есенина.
 О некоторых эпизодах музейной биографии и о людях, которые её творили, мне захотелось рассказать, чтобы читатели, по образному выражению первого директора Владимира Исаевича Астахова, услышали «голос из архива», а я бы добавила: и из «архива моей души».
 Народ тянулся в Константиново. Ещё не было музея, а учителя наших школ пешком вели сюда своих учеников, чтобы показать им родину поэта Сергея Есенина. У меня хранится фотография, которую подарила мне незадолго до своей кончины моя учительница истории Зинаида Ивановна Боровая: фото 1961 г. Зинаида Ивановна со своим классом в Константинове в гостях у сестры Есенина Екатерины Александровны (публикуется впервые).

 

О Петре Ивановиче Карзове

 Бывший заместитель председателя Рыбновского райисполкома Петр Иванович Карзов, будучи уже на пенсии, рассказывал мне, как ему досталось выполнять партийное поручение по подготовке усадьбы поэта к открытию музея в Константинове в 1965 году. Он сам лично ездил в Шехмино на заготовку леса для строительства дома сёстрам Есенина.
 Екатерина Александровна и Александра Александровна по любому вопросу обращались к Петру Ивановичу. Когда они приезжали из Москвы в Рыбное, то со станции направлялись к нему в райисполком, чтобы заполучить транспорт. Автобусы тогда в Константиново не ходили. Если Петра Ивановича не было, то сёстры, особо не церемонясь, шли прямо к первому секретарю райкома партии.
 Я работала первым секретарём Рыбновского райкома комсомола, ко мне в кабинет  вошли незнакомые женщины, одна из них сказала: «Мы сёстры Есенина, помогите нам добраться до Константинова, в райисполкоме никого нет и первого секретаря нет тоже». Таким образом, я вместе с сёстрами поэта, его племянницей Светланой Петровной и её маленьким сыном Ваней на комсомольской «Волге» прибыла на поэтический праздник.
 Тогда при нашей беседе Пётр Иванович с обидой сказал мне, что теперь никто и не вспоминает, что он, как заместитель председателя райисполкома, в 1965 году имел прямое отношение к открытию музея и как ему тяжело всё это досталось.
 Пётр Иванович показал мне набор есенинских открыток, скромный подарок сестёр Есенина, которые он бережно хранил как память о том времени. «Вот всё, что у меня есть», – сказал он, и, по моей просьбе, передал открытки в фонды музея-заповедника. Это было где-то в 1982 году.
 Вспоминая нашу встречу с Петром Ивановичем Карзовым, я подумала о том, что музей поэта делали люди не только по обязанности: Петр Иванович очень любил поэзию Есенина.
 Для справки:
 Из дневника Михаила Ивановича Шабатина 24 мая 2005 года.
 «Сегодня хоронили моего ровесника и хорошего товарища Петра Ивановича Карзова. Его, как ветерана войны, майора запаса, хоронил военкомат с воинскими почестями, произведя ружейный салют.
 В начале войны мы перед отправкой на фронт проходили военную подготовку в разное время в одном запасном полку в г. Арзамасе Горьковской области. Где и как он воевал, не знаю, не спрашивал.
 После войны мы оказались в Рыбном. Я в качестве ответственного секретаря районной газеты, а он – инструктора райкома партии, затем зав. отделом пропаганды, зам. председателя райисполкома, директора райпромкомбината. Здесь одно время я работал под его началом в качестве зав. художественной мастерской, занятой изготовлением детских игрушек. Рыбновскую газету в то время закрыли в связи с объединением районов. И у нас уже не стало деловых контактов, только случайные встречи.
 Жена у Петра Ивановича умерла рано, и он остался с двумя сыновьями, которые со временем отошли от него, и  он доживал в одиночестве, так и умер.
Карзов хороший рассказчик и наблюдательный человек. Какие меткие характеристики он давал одним словом, когда  речь шла о людях и делах нашего района».

Как реставрировали соломенные крыши на есенинской усадьбе

 В восьмидесятые годы при подготовке к очередному юбилею Сергея Есенина необходимо было отреставрировать соломенные крыши избушки-времянки и риги на усадьбе Есениных. В Рязанской реставрационной мастерской специалиста не оказалось, и я кинулась искать такового среди народных умельцев, жителей окрестных сёл. Мне несказанно повезло. Пётр Николаевич Фирсов из села Федякино согласился выполнить эту непростую работу. Когда мы с очень уважаемым мною дедушкой обсуждали «соломенные вопросы», он строго говаривал мне: «Слушай сюды!». Я слушала и всё беспрекословно выполняла, потому что в технологии этих самых соломенных крыш ничегошеньки не понимала. Потребовалась солома непременно ржаная, другая не годилась. Мне достаточно быстро удалось убедить председателя колхоза «Ногино» Алексея Ивановича Кочанова выделить участок ржи. Жали рожь серпами музейные смотрительницы Мария Егоровна Есина, Тамара Павловна Сафронова, которые в совершенстве владели этим искусством. Солома из-под комбайна тоже не годилась, она была мятая. Мы с Верой Семёновной Титовой, старшим научным сотрудником моего отдела, впервые взяли серп в руки и ощутили всю «поэзию» этого нелёгкого труда. Честно скажу, работа тяжелая. Мы с Верой жали и вспоминали стихи Некрасова, было очень романтично. Мария Егоровна показала нам, как надо свивать из соломы жгуты, так называемые свясла, которыми перевязывали снопы, после чего складывали их в крестцы. (Крестец. Так в старину называлась небольшая копна, снопы в которой уложены крестообразно. Смотри словарь Ожегова).
 Снопы привезли на есенинскую усадьбу, и наши сотрудники их обмолачивали цепами, чтобы не было зерна. Иначе мыши съели бы крышу.
 Всегда с улыбкой вспоминаю, как ближе к обеду Петр Николаевич совал мне в руку рубль с мелочью и просил сбегать в константиновский сельмаг за четвёркой (Четвёрка тогда стоила 1 рубль 47 коп.), и я бегала, а что делать, иначе работа бы у него не спорилась.
 В газете «Советская Россия» тогда появилась небольшая заметка о совершенно, по тем временам, уникальном мастере и необычайно добром человеке, жителе села Федякино Петре Николаевиче Фирсове.

«Расскажу об умельце»

 На всю округу слывет Петр Николаевич Фирсов мастером по соломенной кровле. Редкое по нынешним временам ремесло, можно сказать, уникальное. Когда в начале этой осени литературно-мемориальному музею С. Есенина в Константинове по­требовалось перекрыть крышу на знаменитой избушке-времянке, обратились именно к Петру Николаевичу. Справился мастер отменно, покрыл по всем правилам – под щетку.
 А потом Петр Николаевич взялся заменить обветшавшую плетневую изгородь, которой обнесена усадьба есенинского дома. Заготовил хворост, сплел сам, никому не доверяя (да и кто сумеет?), больше двухсот метров изгороди. Немудреное вроде бы дело – сработать крышу и плетень, а молодому оно несподручно, нет у него этой уходящей из жизни выучки. И таких умельцев, как наш земляк Фирсов, теперь наперечет…
М. Шабатин
 Плетневую изгородь под руководством Петра Николаевича помогали восстанавливать инженер завода «Красное знамя» Иван Дикун и работник железнодорожного узла станции Рыбное Семён Аносов.

Про сено и свёклу

 Сотрудники музея всегда помогали колхозу имени Ленина, на территории которого находился музей до присвоения ему статуса Государственного музея-заповедника, в уборке урожая, заготовке кормов, прополке свёклы, переборке картофеля.
 Мы, сотрудники музея, которые жили в Рыбном, с самым ранним рейсовым автобусом прибывали на прополку колхозной свеклы, за что получали от колхоза заработную плату, приблизительно 1рубль 20 коп.
Недавно вот какую запись я нашла в записной книжке моего отца (М.И. Шабатина, заместителя редактора районной газеты «Приокская новь»): Кузминское. Колхоз им. Ленина
«Бригадира Сурова в эти дни в селе не встретишь, он спозаранку и допоздна на покосе за Окой. Сеноуборку Суров организовал поипатовски, работы ведутся комплексно. Вся сеноуборочная техника собрана в единый кулак. И этим кулаком Суров наносит точные удары в цель. А цель ответственная и неотложная – как можно быстрее скосить травы, уложить сено в стога.
У Сурова дело спорится. Руководство колхоза довольно темпами, взятыми его бригадой. А главное – он не допускает разрыва между косовицей трав и скирдованием сена.
Перед тем, как побывать у Сурова за Окой, мы зашли к председателю колхоза Н.П. Соловову поинтересоваться положением дел с сеноуборкой. В просторном кабинете Николай Павлович сидел за своим столом с телефонной трубкой в руках. Из его энергичных переговоров мы поняли, что позвонили из литературного музея С. Есенина. Просили прислать автомашину, чтобы забрать сено, накошенное сотрудниками музея в порядке помощи колхозу».
 Вот что об этом же сообщала районная газета «Приокская новь» 17 июля 1976 года.

ПОСЛЕ ОБРАЩЕНИЯ

 «Спустя неделю после опубликования обращения кузьминцев о заготовке кормов силами жителей сел в «Приокской нови» мы обратились к председателю Кузьминского сельсовета тов. Филатову Н.Н. с просьбой рассказать, как претворяется этот почин в жизнь.
 – Для того, чтобы справиться с установленным себе заданием по заготовке кормов, – рассказал тов. Филатов, – необходимо определенное время. Поэтому окончательные итоги мы будем подводить где-то в начале осени. Но уже минувшая неделя не пропала у нас даром. Начало заготовке кормов положено.
 На территории сельсовета, кроме колхозников, трудятся несколько коллективов. Это работники музея С.А. Есенина, больницы, молочного завода, шлюза, Кузьминской ГЭС, средней школы. Как известно, каждому из них предстоит заготовить по 100 тонн зеленой массы, а учащимся школы 20 тонн сухого веточного корма.
 Работники музея (директор В.И. Астахов) уже доставили на Константиновскую ферму для закладки в траншею около двух тонн зеленой массы и воз сена. Это, как говорится, их первый взнос».

ИЗ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ О МУЗЕЕ

 К 90-летию со дня рождения С.А. Есенина Газета «Приокская новь» № 81, 1985 год

Возрождается зеленая зона

 Приближается знаменательная дата – 90-летие со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Коллектив Государственного музея-заповедника С.А. Есенина ведет большую работу по подготовке и проведению этого важнейшего события.
 Несколько лет разрабатывался проект по воссозданию парка Л.И. Кашиной и сохранению мемориальных деревьев на территории государственного заповедника. Над этим много потрудились сотрудники седьмой парковой экспедиции института «Леспроект». Внимательно изучалась мемориальная литература о Есенине. Автор проекта М. Синявская обстоятельно беседовала с сыном Л.И. Кашиной Георгием Николаевичем, который рассказал о планировочных элементах парка, составе насаждений. Так, например, выяснилось, что у дома росло 4 сосны, за домом была рабатка из астр, за ней росли вишни, перед окнами – груша и 4-ствольная яблоня. Яблонь было много, стояли садовые диванчики.
 Большую помощь в определении ландшафтного облика усадьбы Кашиной и территории церкви оказала учительница А.А. Соколова, проживавшая в господском доме в 1918 году. Сосны, березы, кусты калины и акаций, черемухи украшали усадьбу. Анна Андреевна указала зеленое «чистое» место, бывшее кладбище, где стояла часовня и собиралась молодежь.
 А.А. Есенина в книге «Родное и близкое» вспоминала: «Белый дом утопал в зелени. На сравнительно маленьком участке разместились липовые аллеи, фруктовые сады. Сосны, тополя, березы, дубы, клены, ясени: богатый деревьями, кустарниками, густыми травами сад привлекал неисчислимое множество пернатых жителей. Дух захватывало при виде огромных кустов расцветшей сирени и жасмина, окружающих барский дом, дорожек, посыпанных чистым желтым песком».
 Дом с мезонином, принадлежавший последней помещице села Л.И. Кашиной, помнит поэта, который с осени 1916 года бывал у Кашиной во время приездов в село. Этот дом стал литературным музеем С.А. Есенина.
 Усадьба была небольшая и занимала примерно 12 десятин, огорожена высоким бревенчатым забором, вдоль которого росли деревья. Въездов в усадьбу было три. От парадных ворот к дому шла аллея, с одной стороны которой были посажены вишни и астры. Вдоль забора росли плакучие березы. На углу дома рос жасмин, на центральной клумбе – кусты белых роз, резеда и маргаритки. В разные стороны от дома тянулись липовые аллеи, благоухали красные и чайные розы. Был и огород, за которым ухаживали дети, имелся пруд, квадратный, затянутый ряской, и «вековая липа», и черемуха, и дуб.
 К сожалению, от этого богатства осталось немного, всего четыре процента составляет «мемориальный фон» от общего числа всех деревьев Государственного музея=-аповедника. Среди них тополь, посаженный в 1924 году Сергеем Есениным, ивы, растущие около дома, посаженные родителями поэта в целях пожарной безопасности. Осталась от маленького яблоневого сада яблоня у избы-времянки.
 Основной парк закладывался 3 октября 1965 года писателями, поэтами, другими гостями музея.
 Чтобы возродить прекрасный зеленый уголок в Константинове, требуется много сил, стараний и забот. Вот почему так дружно работает коллектив музея над выполнением одной из основных задач – воссозданием Кашинского парка и всей зеленой зоны Государственного заповедника. Каждое дерево, цветок, кустарник высаживается в соответствии с проектом.
Такие организации, как Трест зеленого строительства г. Рязани, Рыбновское лесничество, провели ряд серьезных работ по восстановлению зеленых насаждений. Спасибо за участие в посадке надо сказать работникам высоковской оранжереи, комсомольцам Рыбновского района, ветеранам Великой Отечественной войны, которые заложили целую липовую аллею в день 40летия Победы, посетителям музея, помогающим поливать деревья и кустарники.
 На протяжении 5 лет помогают коллективу музея в воссоздании парка Иван Федотович Киселев – плотник НИИП, Александр Сергеевич Аксенов, Герой Социалистического Труда Дарья Матвеевна Гармаш, коллективы СПТУ-22 и СПТУ-9, ОПКБ НИИП, сотрудники ВДНХ СССР.
 Около 1000 деревьев и кустарников высажено на территории Государственного музея-заповедника. Огромное количество цветов. Любители поэзии, почитатели и ценители таланта С. А. Есенина преподносят в дар музею цветы и деревца из своих садов. Это учительница Рыбновской средней школы Антонина Алексеевна Аникина, пенсионер, участник Великой Отечественной войны, бывший директор Рыбновской киносети Иван Терентьевич Ухалин, пенсионерка Екатерина Васильевна Афиногенова, многие другие.
 Маленькие березы и липы, сирень и жасмин через годы превратятся в мощные деревья и густой цветущий кустарник».
 Сейчас в этот список я бы включила тех, с чьей лёгкой руки  в Государственном музее-заповеднике у дома Лидии Ивановны Кашиной появились прекрасные розы. Это бывший сотрудник комитета  народного контроля РФ при Совете Министров РСФСР Николай Иванович Петрушин (бывший первый секретарь Одесского обкома ВЛКСМ), бывший первый заместитель генерального директора ВДНХ Владимир Ибрагимович Сергеев, заведующий отделом сельскохозяйственного производства ВДНХ Михаил Николаевич Левченко.
Отдельное слово благодарности учителю литературы Григорополисской средней школы Краснодарского края Юрию Ивановичу Топчиеву и его ученикам, членам ученической производственной бригады, которые на первомайские праздники традиционно приезжали на родину любимого поэта, они первые привезли и высадили краснодарские розы на территории музея-заповедника, но это отдельная история.
3оя ДИКУН
***
 Продолжаем публикацию материалов Зои Дикун «Константиновские зарисовки».
 Из газеты «Приокская новь» № 103. 1983 год.

На родине Есенина

 О чём рассказали старые фотографии
 В музее С.А. Есенина в селе Константинове свято берегут все, что связано с именем великого поэта России. Здесь хранятся старые фотографии имения-усадьбы Л.И. Кашиной, любезно подаренные ее сыном Георгием Николаевичем. Он часто видел Сергея Есенина в доме матери, хорошо знал его.
 Было решено восстановить дорожно-тропиночную сеть парка у «дома с мезонином», придать ей такой вид, какой она имела прежде, при жизни хозяйки имения, послужившей, как известно, прообразом Анны Снегиной в одноименной поэме Сергея Есенина.
 Московский институт «Лесопроект» разработал проект реконструкции территории, произвел планировку. Совет музея обратился в Рязанский обком ВЛКСМ с просьбой помочь осуществить задуманное. И вот в Константиново прибыл отряд студентов физико-математического факультета Рязанского пединститута, возглавляемый командиром Николаем Нокатковым и комиссаром Сергеем Ионовым. Авторы проекта проинструктировали студентов о том, как нужно выполнять предложенный объем работ, и дело закипело.
 Начали с главной дороги, ведущей к дому Кашиной. Чтобы придать ей такой вид, как при жизни хозяйки (а вымощена дорога была, как следует из фотографии, кирпичом), члены ССО, строго соблюдая технические требования, сняли пласт земли определенной толщины, уложили слой песка, щебня... Затем приступили к реконструкции дороги, ведущей от дома к церкви.
 По решению отряда сначала производились самые трудоемкие работы, чтобы потом на всей территории сразу произвести завершающий цикл работ – укладку кирпича. Студенты трудились вдохновенно, с большим подъёмом. Это и понятно: ведь им доверили важное и ответственное дело.
 Спорились дела у студентов. Уже большая часть дорожек имения подготовлена к укладке кирпичом. Скоро посетители музея смогут увидеть территорию усадьбы такой, какой ее видел Сергей Есенин.

Про композиторов

30 июня 1984 года
 «В музей приезжали композитор Юрий Чичков и поэт-песенник Михаил Пляцковский. Они участвовали в Рязани во Всероссийском празднике поэзии школьников, десятом по счёту.
 В Рязанском Дворце культуры нефтяников был их творческий вечер.
 Пляцковский и Чичков осмотрели наш музей. Я была в качестве экскурсовода. Вышли на берег Оки, полюбовались на окские просторы, осмотрели выставочный зал – выставку графики С. Епифанова, сходили в мемориальный музей С. Есенина. Очень понравилась гостям усадьба поэта: избушка-времянка, амбар, запах скошенного сена.
 Большое впечатление произвела на композиторов посмертная маска С.А. Есенина, его личные вещи и особенно книга Гордона Макквея «Изадора Дункан». Я проводила их в ресторан пообедать, посидела с ними. Пляцковский, небольшого роста, шустрый, всё время подшучивал над Чичковым. У Чичкова лицо добродушное, ласковые глаза. Пляцковский хорошо знает творчество Есенина, читал стихи. Когда поднялись на второй этаж литературного музея, в фонды, Пляцковский обнаружил рояль и тут же прошёлся по клавишам, а Чичков с удовольствием слегка попиликал на тальянке, оба пришли в восторг от звона колокольчиков тальянки.
 Проводила композиторов до обкомовской «Волги», с ними был Н.В. Панов – секретарь по школам и ответорганизатор ЦК ВЛКСМ, попрощались, оба приглашали в Москву, оставили телефоны. Я обещала выслать фотографии. Успели я, Вера Титова, Оля Аникина, Надя Сипина сфотографироваться с композиторами у памятника Есенину.
 2 июля 1984 года
 10-й Всероссийский праздник поэзии школьников в Константинове. Приехали 600 человек. Дети всех возрастов, одарённые. Поэты, художники, ещё совсем юные. Был также хор Всесоюзного радио под руководством Попова. Прямо в мемориальном доме С.А. Есенина читали стихи, пели песни. Я водила группу учителей литературы и ещё группу ребят из детского хора. И взрослые, и дети  слушали с большим интересом о Есенине. Все бюсты и памятники были буквально завалены цветами. Было Всесоюзное радио и телевидение. Ребята из детского хора хорошо воспитаны. Чувствуется, как благотворно на них действует постоянное общение с лучшими образцами нашей культуры.
 На празднике была зам. министра просвещения Л. Балясная.

Про космонавтов

 5 мая 1985 года
 Среди своих архивных бумаг храню листочек, на котором я ещё в 1985 году на память для себя переписала из книги почётных гостей музея Есенина записи, которые оставили космонавты в тот памятный день.
 «Счастливы побывать на родине С.А. Есенина. Именно здесь, в Константинове, и должен был родиться поэт такой поразительной силы. В стихах С. Есенина всегда образ нашей любимой Родины, который несут в своих сердцах космонавты в длительных космических полётах. Иванченков 5.V. 85.»
 «Я благодарен сотрудникам музея ещё за одну встречу с Сергеем Есениным в с. Константиново. Увидеть всё то, что окружало его в юные годы и вдохнуло в него прекрасные слова о красоте родной земли и богатстве русской души. Лебедев. 5.V.85 г.»
 Знаменательный просто день. Сажаем деревья (восстанавливаем парк), цветы, кустарники. Помогают наши посетители. Работают сотрудники музея. Всего посадили 110 лип, 100 берёз. Время 17 час. 40 минут. Вдруг появляется Саша Шкурлатов, вытаскивает меня «из грядки».
 – Зоя Михайловна, я вам космонавтов привёз, – говорит очень тихо. Я удивляюсь. Переспрашиваю: – Кого, кого?
 – Космонавтов: Лебедева и Иванченкова.
 Я говорю:
 – Наверное, надо директору сказать.
 – Нет. Это только к Вам, они инкогнито. Что делать?
 Иду. Мою руки, – и на берег Оки. Кроме космонавтов ещё несколько человек. Я попросила Лидию Алексеевну Архипову не уходить, показать фонды.
 Идём в литературный музей. Александра Сергеевича Иванченкова я сразу узнала, соображаю, кто же из них Лебедев, а он в спортивном костюме (темно-синий с серой треугольной вставкой на груди) стоит всё время рядом. Слушает очень внимательно и с интересом. Очень строгим показался мне Иванченков. Я всё беспокоилась. Чтобы их не переутомить своим рассказом, я всё время посматривала на Иванченкова. Он был в сером официальном костюме, красивый, статный. Шепнула Лиде, что это космонавты. Лида поняла быстро, внимательно скользнула по всем взглядом. Нашла космонавтов. Много рассказывала, показала посмертную маску Есенина, дала возможность послушать голос поэта.
 Веду по литературному музею. Во втором зале начинаю читать стихи. Слушают с удовольствием.
 После литературного идём в мемориальный дом С.А. Есенина. Дорогой читаю стихи: «Я снова здесь, в семье родной», « Я покинул родимый дом». В доме всё внимательно осмотрели, сходили на усадьбу. Пришла Мария Дмитриевна Воробьёва, открыла есенинский дом. Уходя, космонавты поблагодарили её, попрощались. Веду на бугор, за церковь, показать место, где стояла часовенка.
Ещё читаю стихи. Вижу, отдохнули уже, расслабились, а сначала были очень собранные, напряжённые. Улыбаются, благодарят. Лебедев спрашивает, нельзя ли где-то взять молока. «Конечно, можно!».
 Мы с Сашей быстро едем к Нине Калинкиной, просим молока для космонавтов.
 Выходит Нина с подойником. Процедили, благодарим, бежим к машине. Лебедев в восторге. Банку с молоком ставят в машину. Уезжаем в берёзовую рощу в Раменский лес. В лесу были два часа, настроение очень бодрое, шутят хорошо.
 Иванченкову понравилось «Заметался пожар голубой», видно, любит это стихотворение, сам его читает наизусть.
 Но пора уезжать, завтра ждёт работа. Едем. Иванченков запел «Не жалею, не зову, не плачу…». Всё-таки решилась на автограф. Подписали две фотографии моих.
Подъезжаем к подъезду нашего дома на Почтовой. Приглашаю подняться на четвёртый этаж, отказываются. Ради шутки прошу автограф на банке изпод молока. Попросили принести фломастер. Бегу домой.
 – Ваня, Ольга, я с космонавтами!
 Ваня удивляется. А Ольга пищит:
 – С какими, с какими?
 Слышу на лестнице голоса. Идут сюда! Пришёл Иванченков и полковник. Не знаю, что делать, растерялась, а Ольга уже тащит рюмки и стаканы с молоком. Предлагаю сесть. Не садятся. На минутку зашли, но коньяк уже разлит. Ищу есенинские книги, засуетилась. Иванченков останавливает меня:
 – Лучше с нами постойте. Спасибо вам, Зоя, вы подарили нам прекрасный вечер, ни капельки не жалеем, что поехали в Константиново!
 Всё-таки книги были найдены и подарены.
 Нам очень жаль, что у космонавтов мало времени, да и им не хочется уходить, а Лебедев внизу сигналит, пора уезжать. Иду провожать вниз. Валентин Витальевич вышел из машины попрощаться, поблагодарил. Говорю:
 – Приезжайте.
 Спрашивают:
 – Когда?
 – Когда всё будет цвести!
 1 июня 1985 года
 День защиты детей. В два часа дня иду к Казанской церкви. Слышу голос:
 – Здравствуйте!
 Поднимаю глаза.
 –Зоя, я думал, вы меня не узнаете!
 Передо мной Валентин Витальевич Лебедев.
 – Я здесь с семьёй, мы вас искали.
 Снова молоко, и очень неторопливая трёхчасовая экскурсия по музею. Пока шли по территории музея, Валентина Витальевича узнавали наши посетители, уважительно и радостно здоровались. Потом продолжительная беседа в фондах. Всё спрашивает, всем интересуется, толковые вопросы, размышления. Честное прямое мнение по обсуждаемым вопросам. Как читает Есенин, ему не понравилось, сказал:
 – Слишком разухабисто.
Сделал вывод, что Есенин в конце жизни был одинок.
 После экскурсии зашли покушать. Попросил подобрать такое место для купания, где вообще нет людей, поехали в Федякино, на Оку. Купался с удовольствием. Мальчики тоже купались. Звали ещё, но отец строг. Замечания делал редко, но всегда по делу. Попросил подыскать небольшой домик прямо на берегу Оки. Сказал, что ему очень нравится в Константинове. Снова пили молоко в Федякине. Наслаждался. Поговорил с хозяевами дома. Благодарил. Дорогой попросил:
 – Зоя, расскажите нам ещё что-нибудь или почитайте стихи.
 Расспросил всё про колхоз. Как живут люди, как снабжают село. Очень недоволен был, что нет бань и дорога по селу плохая. Машину ведёт сам. Скорость и умение космические. Оставил свой телефон.
Так я ещё раз встретилась с космонавтом № 29!

ПРО ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА

 6 декабря 1986 года
 Приезжал профессор МИФИ, доктор наук Вайради. С ним из радиоинститута ребята Женя и Виктор. Виктор защитил в этот день кандидатскую. Возвращалась домой с ними. Профессор был очень доволен посещением музея и моей экскурсией. Дорогой сказал своим спутникам:
 – Вот видите, я всегда говорю, что 90 процентов людей ходят на работу с удовольствием, и пример тому – Зоя Михайловна».
Да, ходили мы на работу, а вернее, добирались из Рыбного в Константиново кто на чём действительно с удовольствием, потому что работали с замечательными людьми. Один из них – уникальный директор музея Владимир Исаевич Астахов.
Моя «поэма» о первом директоре:
К 75-летию В.И. Астахова
Вот что Исаич получил,
Когда обком ему вручил
Ключи от родины поэта:
Портфель, печать и пеший ход,
Поток туристов, теплоход
И константиновский народ.
Косу и грабли,
Свиней, грачей и лопухи.
А иногда ведро ухи
Пришлось варить на берегу,
Гостям не скажешь: «Не могу!».
И снег, и дождь, и ветерок,
И деревенский матерок.
Всегда соседом был колхоз,
А значит, свекла и покос, зерно, картошка и навоз.
Начальство чуть не каждый день
Пришлось встречать, читать стихи.
Приятен окский был пейзаж директору музея:
Табун колхозных лошадей в лугах,
На заповедном на бугре
Стада овец, Вавиловых коза
И «незакатные глаза» Есенина Сергея.
Чтоб реставратор не роптал,
Чтоб жил музей и не страдал,
Он облака процентовал,
И «хозрасчетная луна» ему советчицей была.
Он первым был
И 30 лет пешком ходил на родину поэта.
Он с детства эту землю знал
И так однажды написал:
«Над ширью розовых просторов,
Где лето пахнет молоком,
Гряда округлых косогоров
Село взметнула над Окой.
В березах, в пламенных рассветах,
Со звоном листьев в тополях
Здесь в сердце щедрое поэта
Вселилась русская земля.
И теплым светом несказанным
Она в стихах его горит.
И слышит мир, как под Рязанью
Береза с полем говорит».

Газета «Приокская новь»,

2762 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar
Ср, 2024-12-04, 21:52:18

Вход на сайт
Уникальное предложение!
Изменилась ли экономически ваша жизнь за два года?